ЧТО ТАКОЕ «ШАРИКОВЩИНА»
«В настоящее время каждый имеет свое право», — говорит Шариков профессору Преображенскому, и за безобидностью фразы кроется сама сущность «шариковщины». Ведь на самом деле явление это отнюдь не ново, оно было всегда и, к сожалению, искоренения его не предвидится. Но что же такое «шариковщина »? Прежде, чем дать ответ на этот вопрос, нужно проследить за тем персонажем «Собачьего сердца», который удостоился сомнительной чести дать свое имя древней, как мир, проблеме.
Итак, перед нами Шариков Полиграф Полиграфович, человек, полученный путем пересадки бродячей собаке семенных желез и гипофиза убитого Клима Чугункина. То есть фактически — две личности в одной.
Первая половина персонажа — это Шарик, точнее бездомный пес, которого назвала так «машинистка IX разряда» Васнецова. В сущности, у него не отыскать особых пороков, а вот поводов для жалости и сочувствия достаточно: обожженный бок, угроза голодной смерти, наивные мечты о лете, колбасных шкурках и особенной лечебной травке. А как трогательны раздумья пса перед зеркалом, когда он, уже подкормившийся и вылеченный, ищет в своем дворняжьем облике черты чистопородного пса-аристократа. «Я — красавец. Быть может, неизвестный принц-инкогнито», — думает он, и, читая эти строки, совершенно невозможно удержаться от улыбки. Но не потому, что смешно, а оттого, что это так напоминает забавы ребенка, вообразившего себя машинистом и увлеченно «рулящего» поездом из пары табуреток.
Шарик — это существо, которое умеет искренне жалеть (ту же самую машинистку Васнецову), которое может быть преданным и испытывать настоящую благодарность. И пусть эта благодарность выглядит подобострастно, но она есть, она не лицемерна — откуда взяться лицемерию рядом с горькой долей бродяги?
А недостатки, которые тоже присутствуют в будущем человеке, совершенно простительны собаке с улицы. Неприязнь к кошкам, излишнее любопытство, следствием которого стала растерзанная сова-чучело, некоторая доля хитрости и нахальства — все это безобидно. Более того, без данных качеств (за исключением ненависти к кошкам) бродячему псу не выжить. Он должен уметь и разнюхать что-нибудь съедобное в мусоре, и стащить лакомый кусочек у зазевавшегося человека, и постоять за себя в соперничестве с другими бродячими собаками. Здесь ведь закон джунглей работает в полную силу: недаром Шарик пророчил себе неминуемую смерть из-за обожженного бока.
Очень ярким свидетельством доброты Шарика является фраза, промелькнувшая в его мыслях, в мыслях насмерть перепуганного, уверенного в своей обреченности пса, тогда, когда его оглушили хлороформом, чтобы залечить раненый бок. «Братцы живодеры, за что же вы меня?» — здесь только обида и ничего более. Даже живодеров, лютых врагов бродячего зверья, Шарик зовет «братцами».
А вот вторая половина детища профессора Преображенского — это в некотором роде тот самый дьявол, который стоит за левым плечом каждого человека. При жизни Клим Григорьевич Чугункин имел две судимости за кражи, приговаривался к каторге условно, злоупотреблял алкоголем и промышлял игрой на балалайке по трактирам. Умер он тоже весьма характерно — от удара ножом. Специально для таких, как Чугункин, существует определение «деклассированный элемент».
Можно смело сказать, что несчастному подопытному псу очень не повезло с донором органов для пересадки. Шарик, которого смело можно уравнять с ребенком, получил соседом в свое тело уголовника, прожигателя жизни и вора. Вдобавок еще и подлеца, начисто лишенного чувства благодарности к тому, кто фактически воскресил его никчемную сущность, кто дал ему шанс немного дольше прожить на этом свете.
Хотя, если повнимательнее разобраться, то становится ясным, что благодарности взяться неоткуда. Судите сами — ну что он видел в своей жизни, этот самый Клим Чугункин?- Трактирных оборванцев, гулящих девиц, пьяные потасовки — обычную и страшную в своей обыденности грязь городского дна. Это болото, которое не выпускает из своих липких объятий случайно провалившуюся жертву, но для исконных обывателей является ничуть не менее родным, чем для человека — уютная квартира, а для птицы — гнездо на высоком дереве. Гадкие и уродливые порождения этого болота копошатся в гнилой тине, пожирают друг друга и даже не пытаются найти себе участи лучше. Но вместе с тем они видят тех, кто живет по-другому. Городские люмпены, голь кабацкая, босота — вся их жизнь проходит от выпивки к тяжелому сну, от похмелья к случайной работе, затем — снова к выпивке. Иногда порочный круг расширяется кражей, разбоем, грабежом (дополнительные средства к существованию), дракой, мимолетным романом с потрепанной девицей неведомо какой свежести. И на этом среда обитания тысяч Климов чугункиных замыкается, как магический круг, никого и ничего не пропускающий внутрь себя. Но ведь остального мира он не прячет. Дорогие магазины, прелестные барышни, сверкающие авто (редкий и дорогой предел мечтаний), квартиры на много комнат — вот лишь малая часть поводов для лютой, черной зависти. А черная зависть неспособна породить хороших чувств даже к тому, кто вытащил тебя из-за грани смерти. И снова в тексте находим набросанное несколькими очень меткими словами описание души Чугункина: «две судимости, алкоголизм, «все поделить», шапка и два червонца пропали».
Делить чужое — это тоже их особое, достигшее уровня искусства, умение. А также довод в оправдание собственной ничтожности: зачем годами гнуть спину, если можно прямо сейчас востребовать с того, кто богаче, свою долю. Мотив? Да потому что все люди должны быть равны. О, этот лозунг революции люмпены особенно сильно поддерживали — он давал им ощущение собственной значимости, оправдывал жажду чужого, дармового добра. «Чем мы хуже?!» — удивлялись климы чугункины — и упивались возможностью спать на пуховых перинах, есть с дорогого фарфора столовым серебром, носить лаковые ботинки и лепить перегородки в квартирах, некогда принадлежавших богачам.
Однако вернемся к Полиграфу Полиграфовичу Шарикову. При всей своей гнусности этот персонаж заслуживает пристального рассмотрения. Ни в коей мере не надо его оправдывать — не заслужил, но понять следует, потому что иначе «шариковщина» не будет познана во всей своей мерзости, а значит — и мы не получим надлежащего к ней иммунитета.
Клим Чугункин становится кривым зеркалом, изуродовавшим все черты, доставшиеся Полиграфу Полиграфовичу от пса. Даже машинистка Васнецова, которую Шарику было так жаль в начале повести, в конце становится жертвой новоявленного «заведующего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных». Хотя «хитроумный» Шариков пытается свое мошенничество скрыть за желанием добра несчастной женщине. Хорошо, хоть не дошло дело до признаний в любви, а иначе и здесь остался бы гнусный след зверолова-получеловека, смердящий не менее сильно, чем он сам. Кстати, в какую страшную плоть облеклась извечная неприязнь кошек и собак! Раньше пес мог погонять мяукающую жертву, загнать ее на дерево, облаять. Но вряд ли он смог бы причинить кошке настоящий вред. Она ведь тоже имеет зубы и когти и способна великолепно постоять за себя, защититься от кого угодно, при условии, что этот «кто- то» ходит на четырех ногах. От человека не спасет ни зуб, ни коготь; против него даже быстрые лапы — очень плохое средство. Он хитрее, он вооружен, он безжалостен даже без собачьего сердца, а уж с ним… «на польты пойдут, будем из них белок делать на рабочий кредит». Интересно, а если бы дело дошло до охоты на бродячих собак? Впрочем, изворотливая смекалка балалаечника Чугункина и здесь наверняка подсказала бы Шарикову, как сохранить «чистую совесть». А кошки — чего с ними церемониться? Особенно если ты в прошлом — собака.
В общем-то и не в прошлом. Человечье обличье стало всего лишь ширмой для животной сущности Полиграфа Полиграфовича. Недаром блохи терзали его даже тогда, когда превращение состоялось полностью. Их, примитивных, руководствующихся только простейшими инстинктами, нельзя сбить с толку. Все время, начиная с того вьюжного вечера, когда бродячий пес впервые переступил порог профессорской квартиры, и вплоть до последнего абзаца повести, под одним кровом с хирургическим гением Филиппом Филипповичем жило животное. Только характер его менялся от доброго к кошмарному.
От своей бездомной жизни Шарик-Шариков сохранил трусоватость в сочетании с готовностью при удобной возможности тяпнуть. Когда доктор Борменталь брал нахала за глотку, тот поджимал хвост и скулил. Но были ведь и анонимные письма с нелепыми обвинениями, и угроза револьвером, и мгновенная перемена в поведении — стоило только Полиграфу Полиграфовичу обзавестись документами. Тоже ничего удивительного — ну какой из бесправных бродячих псов упустит удобный случай отомстить обидчику? Образно говоря, документы — это те же самые клыки, только приготовленные и наточенные специально на человека, дающие возможность растерзать его так, чтобы не оказаться виноватым и не сесть за решетку. У людей ведь тоже законы не очень отличаются от звериных. Только если закон джунглей не признает союзников, то закон человеческий их приветствует и даже частично порождает.
Главный союзник Шарикова — это председатель домкома Швондер. И поскольку мы рассматриваем не Шарикова, а «шариковщину», постольку следует и его изучить как бы под увеличительным стеклом, ибо Швондер порождает «шариковщину» ничуть не хуже, чем сам Полиграф Полиграфович.
Во-первых, Швондер не имеет имени. Только фамилию, да и то больше похожую на кличку, а заодно на хлесткое и малоприятное словечко «шваль». Лучшей иллюстрации для поговорки «из грязи да в князи» и не придумаешь. Он тоже претерпел превращение, от похитителя калош вознесшись до председателя жилищного товарищества. Что характерно — дай ему волю — он и сейчас будет продолжать воровать калоши.
Швондер — типичное детище своего времени. Будучи абсолютно бесполезным в роли производительной единицы, он очень на своем месте там, где нужно отнимать и делить. Во всяком случае, в Преображенского управдом вцепился бы мертвой хваткой и наверняка отгрыз бы себе мозолящий глаза куш — якобы лишнюю комнату. Но нашлись у профессора могущественные покровители, и Швондеру пришлось вести себя вполне по-собачьи: поджимать хвост и перепуганно визжать, а когда непосредственная опасность для шкуры отступит — самоутверждаться хотя бы тявканьем вслед. Вспомним заметку в газете, подписанную «Шв…р». Ту самую: «Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом». Красиво говорить — это конек люмпена, дорвавшегося до руководства хотя бы самой ничтожной структурой.
Через Полиграфа Полиграфовича Швондер надеется найти уязвимое место Филиппа Филипповича Преображенского. Сам по себе профессор — птица высокого полета, но зато Шариков якобы прописан в его квартире на шестнадцати аршинах и на его подленькую дворняжью психологию запросто можно воздействовать. Пускай у Преображенского по-прежнему будет семь комнат, но зато там же будет проживать сознательный элемент Полиграф Полиграфович, который из прочтения переписки Маркса и Каутского вынес для себя главное: «Взять все, да и поделить». А иначе — голова пухнет.
Швондер видит в Шарикове своего близнеца, собрата. И потому принимает живейшее участие в формировании судьбы продукта эксперимента. И имя ему дает и впоследствии на должность устраивает. А Шарикову только того и надо — он растет в собственных глазах, у него появляется все больше смелости и наглости, чтобы выпячивать грудь перед Борменталем и Преображенским. Ведь на самом деле здесь имеет место точное повторение одомашнивания бродяги. Был бездомный пес Шарик — стал профессорским любимцем, был безродный продукт медицинского опыта — стал заведующим по очистке. Только теперь Шарикова приручает Швондер.
А теперь можно поговорить и о «шариковщине». Так что же это такое? Случайная неблагодарность или давным-давно сложившееся общественное явление? Скорее — второе. Потому что во все времена были доносы и зависть к тому, кто преуспел. Всегда были мстительность и готовность укусить сзади, а если даже это сделать страшно, то хотя бы возможность облаять человека.
Неужели только в Полиграфе Полиграфовиче можно найти мелочное чванство, размеры которого во много раз больше действительной значимости занимаемого положения. Да что далеко за примерами ходить? Сколько есть мелких чиновников, считающих себя владетелями мира сего, сколько вахтеров воображают себя выше директора? Неужели только на страницах «Собачьего сердца» мы сталкиваемся с примитивностью суждений, скрывающейся под личиной житейского опыта и мудрости?
И разве неразборчивость в целях и средствах — это только литературный вымысел? Разумеется, нет. История с машинисткой Васнецовой вполне могла быть взятой из настоящей, не книжной жизни. Сколько их на свете — женщин, которых не считают за людей всякие «благодетели», вполне способные дарить фильдеперсовые чулки и сулить ананасы, но только в обмен на собачью, безоговорочную преданность. Швондеровские анонимки кажутся детским лепетом по сравнению с ухищрениями, которыми пользуются люди отнюдь не в книгах, чтобы заполучить заветную жилплощадь. Охота на кошек — просто ничто по сравнению с травлей, которую человек способен устроить своему собрату. Из шкурки убитой кошки хотя бы сошьют пальто, а вот человека просто смешают с грязью. Практической пользы никакой, зато самоудовлетворение — по высшему классу.
Петь хором вместо того, чтобы заниматься делом — это тоже знакомо каждому из нас не только со слов Булгакова. И это тоже одно из проявлений «шариковщины». У собак оно выглядит как завывания на Луну. У человека, как обычно, под все подведена идеологическая база. Домком во главе с Швондером не может не петь. Тогда их служение пролетарским идеалам будет неполным. Шакалы, растерзавшие жертву, всегда заявляют о своем успехе радостным визгом. А если профессор Преображенский заявляет, что разруха в стране как раз от того, что люди поют хором вместо того, чтобы заниматься делом, то заявление это происходит от его, профессора, буржуйской несознательности. «Если бы сейчас была дискуссия, — начала женщина, волнуясь и загораясь румянцем, — я бы доказала Петру Александровичу…» Разумеется, заниматься словесными дуэлями гораздо проще, чем строить то самое жилье, которого вечно не хватает сознательным пролетариям, занятым кипучей революционной деятельностью.
«Шариковщина» вездесуща и всепроникающа. В каждом человеке независимо от условий и обстоятельств его рождения и воспитания живет свой Полиграф Полиграфович. Только некоторым удается взять его за горло, уподобившись Борменталю, а иные просто отпускают тварь на свободу и сами не замечают, что сердце, бьющееся в их груди, уже не человеческое, а собачье.
Ну что же, остается сделать вывод, дать окончательную формулировку «шариковщине». Изучив Полиграфа Полиграфовича, приглядевшись к Швондеру, сопоставив описанное в повести с жизненными реалиями, мы можем это сделать.
«Шариковщина» — это мелочная мстительность, когда невозможность укусить вполне может быть возмещена тявканьем издали. Это загребание жара чужими руками и готовность в любой момент завизжать и поджать хвост.
«Шариковщина» — это нежелание вырваться из своей ограниченной и зачастую грязной среды обитания. Эта демонстративная темнота — «учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту». Это умение даже из самых умных вещей делать примитивные выводы, подчиненные шкурным интересам.
«Шариковщина» — это неблагодарность во всех ее проявлениях, даже к тем, кто даровал тебе жизнь. Это болезненная гордость — «Я вас не просил». Это эгоизм и нежелание понимать людей, отличающихся по образу мысли. Их гораздо проще объявить несознательными — обвинить в скудоумии другого всегда проще, чем признать собственную бедность ума.
«Шариковщина» — это элементарная житейская подлость. Это метод кнута и пряника к заведомо беззащитному человеку. Ты должна быть моей. И если сегодня ты отказываешься от авто и ананасов, то завтра тебе будет устроено сокращение штатов.
Можно было бы продолжить, но уже все ясно. Ясно — и страшно. Ведь «шариковщина» — это не только средоточие мерзости и пороков. Это еще и вернейшее средство выжить среди людей. Тот, кто живет по методике Полиграфа Полиграфовича — неуязвим. Он сможет выйти из любой неурядицы, он победит любого противника, он преодолеет любое препятствие.
И в его глазах победа будет дешевой — что может быть бесполезнее другого человека? Слоны — и те существа нужные.
«Шариковщине» подчиняться нельзя. Потому что, как мудро заметил профессор Преображенский: «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей».