Сочинение на тему: «ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

«ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

«Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» — задается вопросом главный герой бес­смертной поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». История маленького пленника, который долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, совер­шил безумную попытку бегства в горы, наводит на размышления о предназначении человека в этом мире.

Согласно сложившимся представлениям глав­ной ценностью в этом мире является человечес­кая жизнь. Но парадокс состоит в том, что обсто­ятельства иной раз складываются таким неблагоприятным образом, когда ненавистной, невыносимой жизни человек предпочитает смерть Для героя поэмы ограничение свободы было равносильно смерти.

Исследуя причины, погубившие Мцыри, Лермонтов оценивает действия героя с точки зрения высокого нравственного идеала. Основным средством психологического анализа в поэме выступает монолог-исповедь героя, передающий течение мыслей и смену чувств, раскрывающий подлинную сущность его душевных переживаний.

Все долгие годы пленения Мцыри приноравливался к новым условиям: изучил язык и обычаи чужаков, принял в свое сердце христианскую веру и даже хотел «во цвете лет изречь монашеский обет». Но все это время неясная тоска не давала ему покоя, а в душе зарождалась и крепла мечта о жизни иной:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог,

Случайное исчезновение пленника стало для всех полной неожиданностью. Мальчик был пленен в возрасте шести лет и, казалось, за долги годы привык к своему положению. Конечно, маленький мальчик скучал по родным, ему част снились родной аул, милые лица отца и матери Известно, что многие, особенно дети, даже те, о которых отказываются родители, очень страдают от отсутствия родительской заботы. Был проведен такой эксперимент: детей разделили на три группы. Малышей первой группы кормили, брали на руки, общались с ними. Детей второй группы кормили, относились к ним ласково, но не устанавливали особый душевный контакт. Детей третьей группы только кормили, в основном он были предоставлены сами себе. Результат эксперимента показал, что только в первой группе дети выросли полноценными: они могли устанавливать контакты с окружающими, были спокойны, уравновешенны, радостны.

Мцыри рос в окружении совершенно чужих людей и остался в живых только благодаря дружескому участию монаха. Все это не могло не сказаться на характере мальчика:

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток.

Однако основная причина недуга Мцыри зак­лючалась не только в том, что он «не находил не только милых душ — могил!». Все годы пленения в душе его укреплялся могучий свободолюбивый дух отцов, который не мог себя проявить в усло­виях монастырской тиши и покоя:

Я знал одной лишь думы власть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы…

Хотел ли жить Мцыри? Очень хотел: «Но с жизнью жаль расстаться мне. Я молод, молод…» Три дня свободы, три дня полного единения с природой стали для героя настоящим откровени­ем. Его сердце билось живей при виде солнца и полей, а свежий воздух рождал в душе волную­щие желания.

Поэт подробно воссоздает картины кавказ­ской природы, эмоционально окрашенной психо­логическим состоянием героя, который решил скинуть рабские оковы. Отсюда — обостренное восприятие им природы («О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, ру­кою молнию ловил…»), пристальное внимание к любой мелочи («В снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ; и было сердцу моему легко, не знаю почему…»), страстное стремление приподнять завесу будущего, манящего и опас­ного («…без слов, мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней»).

Монастырь, удушливые кельи, монотонные молитвы не могут сломить гордый и вольный дух юноши. В противовес этим чуждым реалиям ноч­ная свежесть лесов, зубцы далеких синих гор, немолчный ропот горного потока, кудри виног­радных лоз дают герою ощущение полноценной жизни, с тревогами, заботами и радостями. Мцы­ри вспоминает отцовский дом, вечерний гул бе­гущих домой табунов, блеск длинных кинжалов, звон кольчуги, долгие рассказы перед вечерним очагом о том, «как жили люди прежних дней, когда был мир еще пышней».

Он познает сладостное и волнующее чувство любви. Сбывается его мечта о битве. На наших глазах смиренный слабосильный монах перевоп­лощается в славного воина, чье «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови…». Против могучего барса Мцыри выходит, вооружившись лишь заостренным суком. Перед лицом опаснос­ти раскрываются его неограниченные физиче­ские и духовные силы. Он, словно дикий и злой пустынный барс, отстаивает свое право на жизнь:

Казалось, что слова людей Забыл я — и в груди моей Родился тот ужасный крик.

Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык.

Битва со снежным барсом закончилась полной победой Мцыри, но битва с тюрьмой и рабскими оковами — полным провалом. Мцыри вернулся в стены, которые так и не дали ему ощущения жизни, но дух его, наконец, обрел свободу. Герой понял, что ему не избежать предназначения, уго­тованного судьбой, а потому предпочитает смерть.

Для каждого понятие свободы окрашено сво­ими красками и полутонами, но основное содер­жание остается без изменений: свобода — это воз­можность жить полноценно, реализуя свои же­лания и мечты. При этом необходимо быть ответ­ственным за все свои поступки и мысли.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.