Сочинение на тему: ДУЭЛЬ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

ДУЭЛЬ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

О tempora, о mores!

О времена, о нравы!

Цицерон

Классики русской литературы — Пушкин и Лер­монтов — осуждали пороки общества, изображая в своих произведениях людей неординарных, выделя­ющихся из серой массы, из толпы, которая на их фоне казалась скопищем ничтожеств.

Именно такими героями являются пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин. У них очень много общих черт, но то, что действительно сближает их, — это конфликт с обществом, перерастающий в чудовищ­ную драму и конфликт с самим собой.

Обстоятельства круговерти событий, в которую по­падают Онегин и Печорин, во многом сходны: молодой и неопытный приятель, любовный треугольник, дуэль, смерть соперника…

Да, действительно, Онегин и Ленский, как и Печо­рин и Грушницкий, были «от делать нечего друзья». Но разница состоит в том, что общение с Ленским, не­смотря на скептические настроения Онегина, все же духовно обогащало последнего, а приятельские отно­шения с Грушницким не радовали Печорина, а даже тяготили. «Я его понял, и за это он меня не любит, хо­тя мы наружно в самых дружеских отношениях», — пишет Печорин в своем журнале. Пылкая романтич­ность Ленского не может быть отождествлена с рас­четливостью и подлостью Грушницкого.

И вот приходит роковой день, когда Онегин и Печо­рин решают, что они вправе распоряжаться и играть чужими чувствами. Бал, описанный Печориным пятого июня, очень напоминает именины Татьяны, когда Лен­ский зовет Ольгу «в котильон». «Но что же? Да Ольга слово уж дала Онегину». И Мери тоже танцует мазур­ку с Печориным, а не с Грушницким.

А что же Мери и Оленька? Ольга любит Ленского, ей скучно общество Онегина. «За ним и Оленька зева­ла, глазами Ленского искала». А Мери Грушницкий уже не кажется привлекательным; наоборот, ей про­тивны его навязчивость, жалобы, упреки. Мери начала ненавидеть Грушницкого, поэтому старается избегать его общества.

Негодование Грушницкого по этому поводу сходно с ревностью Ленского. Однако Ленский обращает свой праведный гнев на Онегина, ни на миг не считая винов­ной ту, которую он боготворил.

Он мыслит: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал».

А что же Грушницкий? Он обвиняет Печорина в амо­ральном поведении, скомпрометировав тем самым люби­мую девушку. То есть он мстит и Печорину, и Мери.

Негодование Ленского вылилось в вызов на дуэль, поскольку он считал кровь единственно возможным искуплением нанесенной обиды. Грушницкий же пле­тет коварные интриги. Он с помощью своих приятелей надеется опозорить Печорина, выставить его на посме­шище, ославить трусом. Однако сам он, организуя тайный заговор против Печорина, поступает как на­стоящий трус, неспособный самостоятельно решать свои проблемы. Он вовсе не собирался рисковать сво­ей жизнью.

И вот пришел тот день и час, когда соперникам нужно было раз и навсегда разрешить свои разногла­сия. И Пушкин, и Лермонтов подчеркивают нелепость дуэлей. Однако «невольники чести» не могли пойти против законов общества, порою нелепых, но всегда категоричных.

Не разойтиться ль полюбовно?..

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

Печорин был готов отказаться от рокового поедин­ка, предлагал Грушницкому примирение, испытывал его, надеясь на его раскаяние. Но в упорной внутрен­ней борьбе все же победило самолюбие. Грушницкий выстрелил, но лишь оцарапал пулей колено противни­ка. Выстрел был за Печориным. Зарядив свой писто­лет и дав понять Грушницкому, что ему все известно о тайном заговоре, Печорин все же предоставил Груш­ницкому последнюю возможность кончить дело миром и, лишь получив отказ, выстрелил…

Онегин же стрелял первым. Он, умудренный жиз­ненным опытом, должен был сам предложить вспыль­чивому юноше примириться. Однако он не сделал это­го. Раскаяние пришло тогда, когда было уже слишком поздно, когда окровавленное тело Ленского уже лежа­ло на земле:

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его… напрасно:

Его уж нет…

Я считаю, что А. С. Пушкин и Ю. М. Лермонтов хо­тели показать, что необдуманный поступок может по­влечь за собой необратимые последствия, что минут­ная слабость может сломать жизнь многим людям. К несчастью, судьба жестоко подшутила над велики­ми поэтами, и сами они погибли при точно таких же обстоятельствах. Так что их строки теперь должны звучать в назидание живущим, заставить их заду­маться над тем, ради чего стоит жить и ради чего сто­ит умирать…

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.