ДУЭЛЬ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
О tempora, о mores!
О времена, о нравы!
Цицерон
Классики русской литературы — Пушкин и Лермонтов — осуждали пороки общества, изображая в своих произведениях людей неординарных, выделяющихся из серой массы, из толпы, которая на их фоне казалась скопищем ничтожеств.
Именно такими героями являются пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин. У них очень много общих черт, но то, что действительно сближает их, — это конфликт с обществом, перерастающий в чудовищную драму и конфликт с самим собой.
Обстоятельства круговерти событий, в которую попадают Онегин и Печорин, во многом сходны: молодой и неопытный приятель, любовный треугольник, дуэль, смерть соперника…
Да, действительно, Онегин и Ленский, как и Печорин и Грушницкий, были «от делать нечего друзья». Но разница состоит в том, что общение с Ленским, несмотря на скептические настроения Онегина, все же духовно обогащало последнего, а приятельские отношения с Грушницким не радовали Печорина, а даже тяготили. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях», — пишет Печорин в своем журнале. Пылкая романтичность Ленского не может быть отождествлена с расчетливостью и подлостью Грушницкого.
И вот приходит роковой день, когда Онегин и Печорин решают, что они вправе распоряжаться и играть чужими чувствами. Бал, описанный Печориным пятого июня, очень напоминает именины Татьяны, когда Ленский зовет Ольгу «в котильон». «Но что же? Да Ольга слово уж дала Онегину». И Мери тоже танцует мазурку с Печориным, а не с Грушницким.
А что же Мери и Оленька? Ольга любит Ленского, ей скучно общество Онегина. «За ним и Оленька зевала, глазами Ленского искала». А Мери Грушницкий уже не кажется привлекательным; наоборот, ей противны его навязчивость, жалобы, упреки. Мери начала ненавидеть Грушницкого, поэтому старается избегать его общества.
Негодование Грушницкого по этому поводу сходно с ревностью Ленского. Однако Ленский обращает свой праведный гнев на Онегина, ни на миг не считая виновной ту, которую он боготворил.
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал».
А что же Грушницкий? Он обвиняет Печорина в аморальном поведении, скомпрометировав тем самым любимую девушку. То есть он мстит и Печорину, и Мери.
Негодование Ленского вылилось в вызов на дуэль, поскольку он считал кровь единственно возможным искуплением нанесенной обиды. Грушницкий же плетет коварные интриги. Он с помощью своих приятелей надеется опозорить Печорина, выставить его на посмешище, ославить трусом. Однако сам он, организуя тайный заговор против Печорина, поступает как настоящий трус, неспособный самостоятельно решать свои проблемы. Он вовсе не собирался рисковать своей жизнью.
И вот пришел тот день и час, когда соперникам нужно было раз и навсегда разрешить свои разногласия. И Пушкин, и Лермонтов подчеркивают нелепость дуэлей. Однако «невольники чести» не могли пойти против законов общества, порою нелепых, но всегда категоричных.
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
Печорин был готов отказаться от рокового поединка, предлагал Грушницкому примирение, испытывал его, надеясь на его раскаяние. Но в упорной внутренней борьбе все же победило самолюбие. Грушницкий выстрелил, но лишь оцарапал пулей колено противника. Выстрел был за Печориным. Зарядив свой пистолет и дав понять Грушницкому, что ему все известно о тайном заговоре, Печорин все же предоставил Грушницкому последнюю возможность кончить дело миром и, лишь получив отказ, выстрелил…
Онегин же стрелял первым. Он, умудренный жизненным опытом, должен был сам предложить вспыльчивому юноше примириться. Однако он не сделал этого. Раскаяние пришло тогда, когда было уже слишком поздно, когда окровавленное тело Ленского уже лежало на земле:
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его… напрасно:
Его уж нет…
Я считаю, что А. С. Пушкин и Ю. М. Лермонтов хотели показать, что необдуманный поступок может повлечь за собой необратимые последствия, что минутная слабость может сломать жизнь многим людям. К несчастью, судьба жестоко подшутила над великими поэтами, и сами они погибли при точно таких же обстоятельствах. Так что их строки теперь должны звучать в назидание живущим, заставить их задуматься над тем, ради чего стоит жить и ради чего стоит умирать…