Сочинение на тему: САМОХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА (по роману «Герой нашего времени»)

САМОХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА (по роману «Герой нашего времени»)

Печорин — один из самых ярких героев в творче­стве Лермонтова. Возведение Печорина «в ранг» героя многие считали чем-то близким к святотатству. Царь Николай I в письме к императрице категорично осудил Лермонтова и его произведение. «Господин Лермон­тов, — писал он, — был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер капитана и заме­няет его жалкими и очень малопривлекательными лич­ностями, которые, если бы они и существовали, долж­ны были быть оставлены в стороне, чтобы не возбу­дить досады».

Многие критики утверждают, что эту «жалкую лич­ность» Лермонтов списал с самого себя. Спустя 20 лет после смерти Лермонтова его друг детства А. П. Шан-Гирей писал: «…насколько мне известно, ни в характере, ни в обстоятельствах жизни ничего нет общего между Печориным и Лермонтовым, кроме ссылки на Кавказ». Но, тем не менее, автор, создавая своего героя, вложил в его уста свои мысли, снабдил его некоторыми из своих жизненных позиций. В результате Печорин приобрел сходство с автором. Кроме того, известно, что несколько глав «Героя нашего времени» были почти автобиогра­фичными — «Тамань» (почти полностью) и «Княжна Мери» (частично). В этих главах автор дает самохарак­теристку этого загадочного героя — Печорина-Лермон­това, применяя жанр дневниковых записей.

В главе «Бэла» Печорин описывает свою «первую молодость», ту исходную причину, по которой впос­ледствии сформировался его несчастный и «скучаю­щий характер»: «В первой моей молодости, с той ми­нуты, когда я вышел из-под опеки родных, я стал на­слаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели …и скоро общество мне также на­доело». Эта ранняя «пресыщенность» жизнью выли­лась в индивидуалистическую жизненную филосо­фию Печорина. Она основана на упадке духа и глав­ной проблеме человечества — нежелании, скорее, страхе признать возможность счастья и славы. В гла­ве «Бэла» Печорин говорит: «Ни слава, ни счастье (от наук) не зависят нисколько, потому что самые счаст­ливые люди — невежды, а слава — удача… Тогда мне стало скучно».

В характере Печорина явно выражена одна черта, которая, впрочем, и делает его образ «загадочным» — это противоречивость. Печорин это подчеркивает в главе «Княжна Мери»: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и разуму». Печорин осознал это давно, так как «привык себе во всем признаваться». Он, конечно, понимает, что все его проблемы основаны на внутренней дисгармонии. Именно эта противоречивость и делает характер Печо­рина живым, деятельным, хоть и прикрытым «смерт­ной скукой и томным разочарованием».

Печорин в своем журнале пишет о душевных стра­даниях и анализирует свою жизнь. Он роняет малень­кую фразу: «Я глупо создан: ничего не забываю, — ни­чего!» Прошлое мучает его. Печорин снова и снова пе­реживает свои драмы и постоянно, бесконечно ищет возможность других финалов. Что ему нужно? Чего он ждет от жизни? Печорин сам себе отвечает: «Я уже прошел тот период жизни душевной, когда сердце чув­ствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым… даже, мне кажется, одной постоянной привязанности мне бы­ло бы довольно: жалкая привычка сердца!» Эти строч­ки — мольба одинокого человека о понимании, о не­сбыточном успокоении страждущей души. Этот порыв Печорин прерывает, как бы опомнившись, насмешкой над своими собственными словами. Теперь понятна любовь Печорина к Вере, основанная на «родстве душ»: «это одна женщина, которая меня поняла совер­шенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»

Печорин самокритичен, что указывает на его ум и способность к самоанализу. Он оправдывает (вполне возможно, что и любит) свою злость и жестокость: «Я смотрю на страдания, радости других только в отноше­нии к себе, как на пищу, поддерживающую мои ду­шевные силы».

В чем выражается эта поддержка? Вероятно, в осо­знании того, что другие тоже несчастны, что Печорин не один переживает трагедию жизненных неудач. Это примиряет его с обществом: «Если я страдаю, то пусть и другие страдают». И в этой слепой обиде на судьбу он извращает все понятия и чувства, принимая этот суррогат за истину: «быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положи­тельного права, — не самая ли сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость… Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности…»

Эта мысль Печорина ужасна, но в то же время она является глубокой философской истиной, тщательно обдуманной и обоснованной. Чтобы прийти к такой идее, человек должен разделять понятия добра и зла, испытать на себе искушение зла и понять его разру­шающее действие. Теперь можно понять, что предпо­ложение о детском обиде Печорина на весь мир нео­боснованно.

Безрассудности поступков, взрыва страсти Печо­рин себе не позволяет, каждый его шаг выверен и взвешен. Его выводы поразительно глубоки и верны, хотя, на первый взгляд, кажутся признаками черство­го сердца: «Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежат юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волновать­ся». Придавая в юности большое значение страстям, Печорин разочаровался в жизни: «Я видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выго­дами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние… я сделался нравст­венным калекой».

Отчаяние — это та же страсть, которую нельзя до­пустить в душу, что сделал Печорин, подчиняясь свое­му характеру. Отчаяние навсегда сделало невозмож­ным счастье для Печорина. Он решил, что нечего боль­ше ждать от жизни, оставляя при этом маленькую лазейку для счастья: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных». Печорин понимает бесплодность своей жизни и жестоко осуждает себя за то, что нико­му не принес пользы и радости: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил себя».

Печорин любит лишь себя и для себя и сильнее всех ненавидит только себя. Осознавая это, он не пы­тается что-нибудь изменить к лучшему. Было это сла­бостью или силой характера, отчаянием или следова­нием своей предугаданной судьбе?

Печорин — символ противоречия, страдающего одиночества, жестокой гордости. В этом и кроется ос­новная причина его жизненной драмы.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.