«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» — ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Трудно найти в русской литературе произведение, которое было бы одновременно таким поэтичным и таким реалистичным, таким всеобъемлющим и правдивым, как роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Это роман в стихах — и уже это обстоятельство делает его уникальным. Широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита делают произведение настоящей энциклопедией русской жизни 20-х годов XIX столетия.
В своем романе поэт реалистично, правдиво и точно отобразил основные проблемы своей эпохи, главной из которых являлась проблема «лишних людей», проблема «русской хандры», которой была подвержена большая часть передовой молодежи. Именно такого «лишнего человека», скучающего и тоскующего в окружении своих сверстников, уставшего от жизни, от развлечений, интриг, балов, сделал А. С. Пушкин главным героем своего произведения.
…Рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум…
Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел…
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.
Пытаясь понять сущность и причины главной проблемы века, поэт скрупулезно исследовал взгляды, манеру поведения, образ мыслей не только своего героя, но и его окружения. От внимания пытливого художника не укрылась ни одна деталь жизни современного ему общества. Из его романа, как из подробнейшей, правдивейшей летописи, можно узнать о манере одеваться, говорить, о предпочтении в блюдах, о репертуаре театров той эпохи. С необыкновенным мастерством раскрывает автор быт и нравы русского народа, его традиции, привычки, увлечения.
Перед нашими глазами проходит целая галерея ярких, индивидуализированных образов, персонажей, представляющих абсолютно все слои русского общества тех времен. Здесь и высший свет Петербурга, и дворянская Москва, и поместное дворянство. Здесь и широкая картина народной жизни. При этом, описывая жизнь и нравы различных сословий, поэт показывает, насколько велика нравственная, духовная пропасть, которая лежит между представителями дворянства и крестьянами, простым народом.
Вводя нас в круг московского дворянского общества, автор романа рисует полную бездуховность, низость и пустоту интересов, умственную ограниченность этих людей. Здесь нет никакого движения вперед, нет целей, стремлений, желаний. Время словно остановилось, запечатлев эту однообразную, безжизненную массу в ее постоянном состоянии:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец…
Главное занятие московских дворян — бессмысленная болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни и стремление оказаться поближе к богатству. Ведь от материального положения человека зависят тут и уважение, и известность, и почет.
Описывая безрадостное, скучное и однообразное существование москвичей, поэт отвлекается на воспоминания о героическом прошлом своей страны, гордится патриотическим порывом русского народа, тем, что Москва не пошла к захватчику на поклон:
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар Нетерпеливому герою.
Глубоким патриотизмом, любовью к родной стране и к ее столице проникнуты строки поэта, посвященные этому величественному городу:
Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Из Москвы автор переносит нас в петербургское общество. Но и здесь мы находим то же праздное времяпрепровождение: балы, детские праздники, театр, развлечения; все то же преклонение перед Западом: иностранные гувернантки и гувернеры, французский язык, французские манеры… и ничего своего, русского, национального. И снова — никакого движения, никакого изменения к лучшему, никакого стремления к высоким целям и идеалам. А те, кто, подобно Онегину, хоть чем-то выделяются из этого образа жизни, выглядят скучающими, разочарованными, уставшими от жизни. Действительно, такая пустая жизнь вряд ли может удовлетворить человека, получившего хорошее образование, стремящегося к активной деятельности, но не видящего возможности для реализации своих способностей и не находящего ни одного единомышленника.
По сравнению с Москвой и Петербургом, провинциальное общество менее чопорно. В круг его интересов тут включено чтение книг. Но какие это книги?! В основном — любовные романы, не имеющие ничего общего с реальной действительностью, не дающие людям никаких серьезных знаний о жизни.
Провинциалы наслаждаются поэзией сельской народной жизни, гаданиями, пением. Но судьбы и потребности самого народа все-таки остаются для них чем-то далеким. Нужды народа не волнуют представителей поместного дворянства. Наслаждаясь «песнями девушек», они ничуть не задумываются о самих работницах, которым приказано петь при сборе ягод — потому что запрещалось есть много ягод. Жизнь помещичьих семей протекала так же тихо и однообразно, как в столице. Но отношения здесь — более теплые. Все соседи живут между собой как одна большая «добрая семья». Провинциалы хранят традиции «милой старины», соблюдают обряды и, так же как в городе, ничего не хотят менять.
Автор описывает судьбы лучших людей из дворян, их духовные искания в 10-20-х годах XIX века. Показав трагедию поколения Онегина и осудив тем самым общественный строй России, поэт утверждает в своем произведении такой идеал общества, при котором личность могла бы свободно развиваться. Пушкин стремился изобразить начинавшийся поворот в обществе, в котором росло внимание к простому народу. Именно в народе автор видит и простоту, и естественность, и нравственное здоровье. Именно с народными массами связывает он идею возрождения и обновления личности. Ярким примером тому является образ Татьяны Лариной — образ, наиболее приближенный к естественной народной среде, к русским традициям, фольклору, к исконно русским взглядам, образу мыслей и поведения.
Но как же жилось во времена Пушкина самому народу? И на этот вопрос мы тоже находим достоверный и полный ответ на страницах романа. Автор рассказывает нам трагическую историю жизни простой русской старушки — няни Филипьевны, которая против своей воли была отдана замуж в возрасте тринадцати лет, испытала страх и одиночество в совершенно чуждой ей семье. Упоминает он и о многочисленных слугах и крестьянах, чья жизнь тяжела и безрадостна. Вот господа наслаждаются зрелищем блестящего балетного спектакля:
Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят…
А вот оборотная сторона картины:
Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят…
Роман А. С. Пушкина назван «Евгений Онегин» — по имени главного героя. Но на самом деле это произведение — не история одного человека. Это достоверная поэтическая история всего Русского государства начала — середины XIX века.