ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА — ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
Евгений Онегин — главный герой одноименного романа А. С. Пушкина — предстает перед нами как «молодой повеса», который мчится унаследовать имение находящегося при смерти дядюшки. Он заранее томится той скукой, которая ему предстоит. «С больным сидеть и день и ночь… Полуживого забавлять, ему подушки поправлять… Вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!» Но судьба избавила молодого человека от подобного испытания: прибыв в деревню, он уже не застал дядюшку в живых.
У Онегина — скучная жизнь, полная тоски и лени. Но в чем же причина подобной скуки? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить историю жизни героя, начиная с самого детства.
Евгений Онегин — сын богатого барина, «наследник всех своих родных», которому, благодаря его происхождению, нет необходимости работать. Он рос без матери, а отец сумел дать сыну лишь поверхностное образование: доверил его вначале попечению француженки-гувернантки, а затем «француза убогого», который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя». Тем не менее, Онегин дважды пытался пополнить и расширить свое образование: он, например, в совершенстве овладел французским языком, был знаком с художественной литературой, с историей, «читал Адама Смита», хорошо разбирался в театральном искусстве.
В «пору надежд и грусти нежной» Евгений оказался предоставленным самому себе. Он проводит все свое время в светских салонах и гостиных Петербурга, на балах, ведет пустую жизнь.
Имея представление о науках и искусстве, Онегин, тем не менее, владеет весьма поверхностными знаниями. Хотя в окружающем его обществе этих знаний оказывается более чем достаточно:
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Главное же дарование Евгения Онегина проявлялось совершенно в другой сфере:
… В чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной…
Герой Пушкина умел казаться мрачным, внимательным или равнодушным, красноречивым, нежным и дерзким; он научился забавлять, побеждать умом и страстью, умел «подслушать сердца первый звук, преследовать любовь…», «тревожить сердца кокеток записных», злословить по поводу соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Однако светская жизнь очень скоро надоела Онегину, и, устав скучать в Петербурге, он едет скучать в деревню.
Два дня ему казались новы Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы…
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же…
Ему неинтересна деревенская жизнь, неинтересны окружающие его люди. Единственный, с кем сходится здесь Евгений, — новый владелец соседнего поместья Владимир Ленский. Несмотря на разницу во взглядах, Онегин и Ленский очень скоро стали неразлучными друзьями.
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.
Именно Ленский уговорил Онегина навестить вдову Ларину, в дочь которой, Ольгу, влюблен молодой поэт. В доме Лариных Евгений знакомится и со старшей сестрой Ольги — Татьяной. Девушка сразу привлекает молодого человека своим умом, естественностью, одухотворенностью. Он оценил и неброскую внешнюю красоту девушки, и ее богатый внутренний мир. Прочтя ее признание в любви, Евгений не обманул ее, не воспользовался «доверчивостью души невинной»: «Не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Но Онегин лишен способности любить, чувства его оскудели. И потому он легко подавляет в себе невольное волнение, испытанное при виде Татьяны и после получения ее письма. История отношений с Татьяной Лариной показывает нам, как легко герой может причинять зло людям просто так, от скуки. Лишь много времени спустя Онегин, вновь встретивший Татьяну, ощутил в своей душе способность к большому и сильному чувству. Но Татьяна уже не та. К тому же она замужем и верна своему мужу. Пушкин считает, что только в труде могли проявиться творческие силы личности, а Евгению «труд упорный… был тошен». Поэтому его жизнь так безрадостна:
Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел Ничем заняться не умел.
Рассказывая нам историю жизни своего героя, показывая тот путь, который прошел Онегин, и перемены, которые произошли в его душе, автор ставит Евгения перед тяжелым испытанием — дуэлью с Владимиром Ленским. Эта дуэль, происшедшая вопреки желанию Онегина, но и при отсутствии противодействия ей, вызванного боязнью обвинения в трусости, была воспринята героем как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему являлась каждый день».
Переживания и раздумья, вызванные поединком, определили более серьезное восприятие жизни, чем то, которое было свойственно Онегину раньше. Вместе с тем они усугубили конфликт героя с окружающей действительностью. Все глубже расходясь с людьми своего круга, превосходя их умом, образованностью, неясным стремлением к лучшему, Евгений оставался чуждым народу. Герцен отмечал, что «он никогда не становится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа». Онегину скучно среди окружающих его людей, тоскливо ему и одному. Ничего не делая, не принося никому пользы, он превратился, по словам Герцена, «в умную ненужность».
Онегин относится к тем людям, которые наделены несомненными нравственными преимуществами, большими духовными силами. Не силы эти остаются не реализованными, жизнь проходит без смысла. Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели такие люди не могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы их исправить. А. С. Пушкин на примере своего героя показывает, что это зависит не столько от самих людей, сколько от действительности, которой они окружены и от которой не в силах освободиться.
В лице главного героя романа поэту удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Евгений Онегин — правдивый образ героя, который, будучи на голову выше окружающего его общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком». Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, украшающие человека, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но задавлены в нем его окружением, воспитанием и условиями жизни.
Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные признаки прогрессивности, гуманности, просвещенности, и резко отрицательные черты явно выраженного эгоизма, практической бездеятельности, стал родоначальником так называемых «лишних людей» в русской литературе. Онегин, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитанием, обстоятельствами аристократической среды, презревший нормы светской жизни и не нашедший истинного назначения и потому обреченный на одиночество.