ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лермонтова — роман «Герой нашего времени». Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время — это эпоха 30-х годов XIX столетия, в которые жил и творил сам автор. Эпоха, наполненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценностей сталкивались с невозможностью реализовать себя, с неприятием обществом по-настоящему сильных и цельных личностей. Но кто же такой герой?
Героем романа М. Ю. Лермонтова выступает Печорин — молодой человек, воплотивший в себе типичные черты, присущие молодому поколению того времени. Как отмечал сам автор, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Это незаурядный человек, которого принадлежность к высшему кругу дворянского общества оторвала от народа и в целом — от жизни. Бесцельная и бессмысленная жизнь дворянства не могла удовлетворить ищущую, деятельную натуру героя. Романтик по характеру и поведению, человек выдающегося ума и сильной воли, в душе которого живут самые высокие стремления к общественной деятельности и самые пылкие желания, Печорин возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. Самым большим недостатком своего поколения, своей среды он считает неспособность «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократов, сочувствуя униженным и угнетенным, герой всей своей душой тянется к людям демократических взглядов. Однако его благие стремления не получают должного развития, так как, воспитанный в дворянской среде, он впитал в себя многие черты этого общества. Духовная пустота высшего света исказила и заглушила высокие душевные порывы Печорина, лишила его добрых целей, изуродовала его нравственный облик, превратила в холодного, жестокого эгоиста, снизила его жизненную активность. Это яркий «пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга», — отмечал Н. Г. Чернышевский.
Разуверившись во всем, разъедаемый мрачными сомнениями и противоречиями, герой Лермонтова, как и множество молодых людей того времени, тянется к осмысленной, активной деятельности. Но жизненные условия, обстоятельства окружающей действительности делают его поиски безрезультатными. Не зная, куда идти, к чему стремиться, на что потратить свои силы, герой растрачивает себя, свою душу на мелкие страсти и ничтожные дела. Ради собственной прихоти Печорин погубил горянку Бэлу, вырвав ее из родной ей среды и увезя с собой. Когда его азарт и чувства остыли, он стал относиться к девушке холодно и безучастно, чем больно ранил ее душу и заставил жестоко страдать. К тому же для Бэлы, воспитанной в строгости нравов и традиций, уже не было пути назад. Герой также сильно и незаслуженно обидел Максима Максимыча, который отнесся к нему с открытой душой, многое прощал ему. А ведь единственное, чего старый офицер ждал в ответ на свою дружбу, — это простое человеческое внимание, теплое, душевное отношение. Но Печорин оказался неспособным даже на такую мелочь, потому что его мысли заняты были только собственными эгоистичными стремлениями. Из-за пустого любопытства он разрушил жизнь «честных контрабандистов»; руководствуясь исключительно собственными мелкими интересами, нарушил семейный покой Веры; грубо оскорбил любовь и достоинство княжны Мери. Таким образом, Печорин стремился к деятельности, но не понимал — к какой. Из-за этого совершил множество не просто необдуманных, но и жестоких поступков, приведших к настоящим трагедиям в жизни окружающих его людей. Но это была также и его трагедия. Ведь, играя судьбами других людей, он не испытывает ни радости, ни счастья, ни удовлетворения. Потому и продолжает совершать все больше и больше ошибок. Всюду, где появляется Печорин, он приносит только горе и сам в глубине души страдает от этого: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».
Печорин полон желания действовать и бороться, но на самом деле он просто нравственно еще не готов к этому. Его характер, условия воспитания не позволяют ему подняться против действительности, против веками сложившихся устоев. Неумение же сблизиться с людьми других кругов общества приводит его к одиночеству, порождает в нем и эгоизм. Герой Лермонтова даже не осознает до конца смысла своей борьбы — и потому борется всего лишь с отдельными лицами, которые встречаются на его пути. Но эта борьба не имеет целей и перспектив. Печорин осознает свою слабость и «со строгостью судьи и гражданина» оценивает собственные поступки, приходя к неутешительным выводам: «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».
Одна из основных черт лермонтовского героя — противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, между мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», — записывает он в своем дневнике. Он признается, что в нем живут два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. И приговор этого судьи оказывается жестоким, но, как убеждаемся мы впоследствии, справедливым.
«Зачем я жил? для какой цели я родился? — спрашивает себя герой. — А верно, она существовала, и, верно, было назначенье мне высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни…» Презирая своих современников за мелочность их существования, Печорин приходит к пониманию того, что он и сам не соответствует высокой цели служения обществу. Подводя итог своей жизни, он видит, что прошла она так же бесцельно и бессмысленно, как жизнь его сверстников: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».
Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Поиски героем смысла жизни и возможностей реализовать себя в обществе привели его к трагическим выводам: рождение — несчастье, и смерть неизбежна. К сожалению, это был вывод, к которому в конце долгого и противоречивого пути приходили многие современники писателя.
Глубоко и всесторонне раскрыв душевный мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, М. Ю. Лермонтов рассказал нам великолепную и печальную «историю души человеческой». В. Г. Белинский говорил, что роман «Герой нашего времени» — это правдивое произведение, в котором нашли отражение общественные проблемы, волновавшие передовых мыслящих современников: «… какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…»