ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ 30-х ГОДОВ XIX ВЕКА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
В. Г. Белинский, говоря о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», утверждал, что в этом произведении нашли отражение главные общественные проблемы, волновавшие лучших людей того времени. Цитируя А. С. Пушкина, критик писал:
Это один из тех романов,
В которых отразился век,
И современный человек Изображен довольно верно…
Действительно, роман Лермонтова — прекрасное, правдивое, реалистическое произведение, в котором автор не только рассказал нам историю отдельно взятого человека, но и затронул важнейшие нравственные и философские проблемы своего времени.
Главной темой в романе стала проблема личности. Именно исследование личности в ее отношении к обществу и миру, в обусловленности социально-историческими обстоятельствами, в противостоянии обществу, тенденциям и традициям было главной задачей автора. Потому «Герой нашего времени» по праву считается социально-психологическим романом. Раскрывая особенности характера и поведения своего героя, Лермонтов реалистически показывает огромную роль среды и обстоятельств в процессе формирования личности. Так, в начале романа мы встречаемся с довольно эгоистичным человеком, в душе которого живут мелкие, бессмысленные, корыстные цели. Однако сам Печорин сознается Максиму Максимычу в том, что его «душа испорчена светом». То есть эгоизм героя является результатом влияния светского общества, к которому он принадлежит по рождению. Печорин ведет пустую, бесцельную жизнь. И чтобы наилучшим образом подчеркнуть это, автор постоянно вводит его в чуждую ему социальную среду. Попав в окружение сильных, смелых горцев, он несет в их мир только зло и разрушение. Привыкший руководствоваться собственными интересами и потребностями, герой Лермонтова не задумываясь губит горянку Бэлу, только потому, что она понравилась ему. При этом Печорин ни на минуту не задумывается ни о чувствах самой девушки, ни об обычаях, по которым привыкли жить горцы. Ему кажется, что любовь Бэлы возродит его интерес к жизни. Но надежды не оправдываются, и он совершенно теряет интерес к дальнейшей судьбе девушки. В другой главе романа мы видим героя в окружении контрабандистов. Печорин вступает в опасную игру с ними, пускается в авантюру с единственной целью — найти объяснение таинственному поведению, узнать характер этих людей. Но когда тайна была раскрыта, обнаружилась бесцельность, даже вредность действий лермонтовского героя.
Скука и полное безразличие к окружающим — вот основное, что характеризует образ и внутренний мир Печорина. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» — думает герой. Он чувствует себя чужим в окружении простых людей, живущих по естественным законам, для него чужды и интересы контрабандистов. Воспитанный в светском обществе, лишенном каких-либо высоких чувств и стремлений, герой Лермонтова не способен на искреннюю любовь, на заботу о судьбе близких. Но он чувствует себя таким же чужим и в привычной ему обстановке — в кругу офицеров и дворян. В обществе этих мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и понятий элементарной порядочности, Печорин чувствует ту же скуку и отвращение. Герой романа часто предстает перед нами жестоким и бессердечным. Он сознательно играет на чувствах и самолюбии Грушницкого, провоцируя ссору, а впоследствии дуэль. Боясь потерять свою независимость, он жестоко поступает с княжной Мери. Однако здесь перед нами уже приоткрывается настоящая натура Печорина, который в душе способен на сострадание, которому свойственны живые порывы сердца и подлинная человечность.
Лермонтов показывает своего героя глубоко страдающим. Обладающий умом и способностью отличать фальшь от настоящих страстей, наделенный сильным характером, Печорин постепенно не только разочаровывается в своем окружении, в самой жизни, но и начинает испытывать настоящий протест против общества, против той
социальной среды, к которой принадлежит по рождению, но интересы которой абсолютно чужды его внутреннему миру. Однако главная цель, которую ставил перед собой автор, заключается не в демонстрации, показе героя окружающему миру, а в изучении особенностей развития личности под влиянием внешних обстоятельств. Протест, вспыхнувший в душе Печорина, приоткрывает, выносит на поверхность положительные начала его натуры. Но этим началам не суждено проявиться в современном Печорину обществе. Отсюда — его главная трагедия.
Трагизм положения лермонтовского героя усугубляется перерастанием внешнего конфликта в конфликт внутренний, что обрекает его на изнурительную борьбу не только с обществом, но и с самим собой. В этом раскрывается основная философская мысль, положенная автором в основу произведения. Демонстрируя природные задатки своего героя, влияние на них внешней среды и то, как, подчиняясь этому влиянию, меняется характер человека, Лермонтов отрицает предопределенность и неискоренимость в человеке злого начала. Формируясь под воздействием «физического характера», душа способна не только к противоборству с этой природной основой, но и к самосовершенствованию. Природные склонности, страсти — только первичные предпосылки духовной жизни, они, как говорил Печорин, «принадлежность юности сердца». Такой «юностью сердца» объясняются поступки «детей природы» — горцев. Во многом похожий на них по природным задаткам, Печорин все-таки очень далек от их «естественной» непосредственности. В этом заключается преимущество развитого сознания, перед которым оказываются несостоятельными представители как «естественного», так и «цивилизованного» сознания.
Исследуя личность Печорина прежде всего как «внутреннего человека», автор много внимания уделял отображению не только сознания, но и высшей, личностно-родовой его формы — самосознания. «Наш век есть век сознания, философствующего духа», — писал В. Г. Белинский. И лермонтовская концепция личности, ориентированная на выявление в человеке как природного, так и общесоциального начала, была характерна для общественной мысли I половины XIX века. Лермонтов впервые в русской литературе создал образ героя, который прямо поставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого существования — о цели и смысле жизни человека, о его назначении, о возможностях человеческого разума и воли. Попытки решить эти вопросы и толкают Печорина на постоянные психологические нравственно-философские эксперименты над собой и над другими. Но проблема заключается в том, что гуманные по своей природе стремления героя осуществляются далеко не гуманными средствами. Он часто преступает грань, отделяющую добро от зла. Подобное смешение положительных и отрицательных начал и приводит Печорина к глубоким внутренним страданиям.
Во внутренних противоречиях образа главного героя романа М. Ю. Лермонтова отразились противоречия самого времени. В России 30-х годов XIX века углублялся кризис феодально-крепостнической системы, зарождались новые, буржуазные отношения, вызвавшие «возрожденческий» подъем чувства личности. Это создало благоприятную почву для развития индивидуалистической идеологии в русском обществе. В этом отношении фигура Печорина стала эпохальной, вобравшей в себя все передовые черты времени, его философию, его нравственные идеалы и поиск новых духовных ценностей.