ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ В «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ»
В поэме «Песнь о Роланде» используются образные средства, характерные для произведений народного творчества, — это постоянные эпитеты (так, например, французы называют Францию милой, свободной, короля Карла — могучим, славным, седобородым), повторения (просьба Оливьера к Роланду протрубить в рог повторяется несколько раз), олицетворения, параллелизмы, причитания и плачи, сочувственное отношение природы, обилие военных эпизодов, вещие сны и т. д. Одним из наиболее важных приемов является гиперболизация.
Гипербола — один из тропов, резкое преувеличение определенных характеристик человека или предмета, их количества, размера, силы для того, чтобы сделать изображение исключительно выразительным, с целью передать эмоциональность, восторг или презрение. М. Горький говорил, что люди любят яркие краски, любят приукрашать действительность.
Искусство ставит себе цель преувеличить хорошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличить плохое, чтобы оно вызвало неприятие, желание уничтожить все самое отвратительное в этой жизни. В поэме «Песнь о Роланде» гиперболизация используется для прославления борьбы франков в защиту родины против нашествия на Европу арабов (в поэме они названы маврами, сарацинами — «неверными», так как были по своей религии магометанами) и возвеличивания главного героя Роланда, бесстрашного воина, преданного родине и своему народу. Вождем и защитником государства является Карл Великий. Он — воплощение мудрости, справедливости и мощи:
Державный Карл, наш славный император,
Семь долгих лет в Испании сражался:
И до моря вся горная страна В его руках; сдалися Карлу замки,
Разбиты башни, грады покорились,
И стены их рассыпались во прах.
Верный вассал своего сюзерена, короля Карла Великого — Роланд; он изображен воином исключительной силы и мужества. Копье разлетается на щепки, настолько сильные удары обрушивает герой на врагов. Лишившись копья, Роланд извлекает из ножен свой верный меч Дюрандаль и наносит удары смертельной силы:
И шлем рассек, каменьями покрытый,
Стальной шишак рассек и волоса,
Глаза рассек, лицо и грудь, и броню,
Спинной хребет, рассек седло златое, —
В спине коня завяз булатный меч, —
И конь, и мавр на поле битвы пали.
В бою Роланд неуязвим, что подчеркивает любовь народа и автора поэмы к своему герою:
… Разбит весь щит Роланда,
Разорвана железная кольчуга, —
Граф невредим, но тридцать стрел и копий Его коня ретивого пронзили,
Конь наземь пал.
Даже смертельно раненный воин (гиперболизация: «сочится из ушей и кровь, и мозг») думает не о том, как спасти свою жизнь, а о том, кому достанется его верный помощник, булатный меч Дюрандаль:
Не должен ты достаться в руки трусам,
Тобой владел столь доблестный вассал:
Нельзя найти во Франции свободной Славней меня, отважнее бойца!
Смерть героя оплакивают ангелы, рвет седую бороду могучий Карл, двадцать тысяч баронов в горести и смятении падает замертво. Творец останавливает движение солнца и продлевает день, поддерживая стремление Карла отомстить неверным за убитого Роланда. Возлюбленная героя, едва услышав весть о его смерти, тотчас умирает.
Гипербола используется и для возвеличивания силы, мужества, отваги других героев поэмы. Вспомним, как славный воин архиепископ Турпин пронзает копьем щит Абизма, подаренный самим сатаною:
Сей щит эмир Гарафрий От сатаны когда-то получил
Близ Валь-Метаса. Этот щит чудесный Не пожалел Турпин, копьем ударил, —
Динария не стоит щит, — насквозь Прошло копье чрез тело сарацина,
Он мертвым пал.
С помощью гиперболы передается накал военных действий, воспевается победа франков над маврами. Немаловажную роль играет гипербола для показа силы, отваги и мужества главного героя Роланда.