ВОПЛОЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАРОДА О ЧЕСТНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В СТИХОТВОРЕНИИ Р. БЕРНСА «ЧЕСТНАЯ БЕДНОСТЬ»
Стихотворение Р. Бернса «Честная бедность» написано на мотив народной песни. О мастерстве и таланте поэта свидетельствует тот факт, что вскоре сами стихи Бернса стали популярными.
Популярность произведение, на мой взгляд, приобрело, главным образом, благодаря тому, что в нем воплощены народные представления о честности и справедливости.
Рождаясь на свет, проходя последовательно усложняющиеся степени обучения и воспитания, люди далеко не однородны по своим интеллектуальным и моральным данным, наклонностям, интересам, характеру, жизненным и бытовым возможностям. И каждый юный гражданин закономерно или случайно попадает в определенную социальную группу. В идеальном обществе определяющую роль может сыграть принцип: «От каждого по способностям, каждому по его делам».
Между тем не каждый человек, ограниченный рамками социальной группы, может реализовать свои способности. Но в любой жизненной ситуации он должен сохранять присутствие духа, оставляя за собой право реализовывать лучшие качества: честность, ответственность за свои поступки, справедливое отношение к другим.
Нельзя стыдиться своей бедности, если ты зарабатываешь на жизнь честным трудом, утверждает лирический герой стихотворения «Честная бедность»:
Кто честной бедности своей Стыдится и все прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее. \
Настоящей элитой общества, знатью являются не те, кто одет в дорогие одежды и пьет дорогие вина, но добился успеха обманом, ложью, предательством, а тот, кто ест хлеб, пьет воду, одет скромно, но чист перед своей совестью.
Нельзя судить о человеке по одежде, нельзя оценивать его, используя только материальную шкалу ценностей. Нельзя унижать человеческое достоинство только по причине наличия или отсутствия у него в кошельке определенной суммы денег. Ведь тот, кому, например, по рождению достался титул лорда, кому все должны подчиняться, на самом деле может оказаться шутом, «бревно бревном», несмотря на показное благородство:
Вот этот шут — природный лорд.
Ему должны мы кланяться.
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется!
Король может назначить генералом своего лакея — решения высшей власти в любом обществе не подлежат обсуждению. Но лакей, который привык выслуживаться, льстить и, может быть, наушничать своему повелителю, никогда не сможет стать порядочным человеком:
Награды, лесть И прочее Не заменяют Ум и честь И все такое прочее!
Заканчивается стихотворение жизнеутверждающим предсказанием: настанет время, когда на земле ум и честь будут оценены по достоинству. В идеальном обществе реализуется принцип: «От каждого по способностям, каждому по делам». Это предсказание дает нам, читателям, надежду на будущее. Надежду на то, что придет день всеобщего мира на земле и все люди станут братьями.