История мятежа В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
(ГЕНЕАЛОГИЯ МЯТЕЖА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)
По утверждению русского философа Н. Бердяева, «весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века, довели русское творчество до величайшего напряжения».
Нельзя не согласиться с выводом русского философа. Русская литература XIX века действительно полна предчувствий, предсказаний и тревоги перед надвигающейся катастрофой.
Русская поэзия XIX века полна предчувствием революции. Это было время, ставшее ее золотым веком. Этот золотой век начался с А. Пушкина, которого небезосновательно считали государственником, певцом императорской России. Поэт черпал вдохновение в величии России. Именно в его творчестве мы находим культ Петра Великого.
Но есть у него и революционные стихи. Стоит вспомнить, что А. Пушкин принадлежал к поколению декабристов, среди которых у него было много друзей и знакомых. Безграничная вера в величие и могущество России и не менее страстная любовь к свободе создают впечатление душевной раздвоенности поэта. Он с томленьем ждет «минуты вольности святой». И мечтает увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее по манию царя».
Но для иллюстрации революционных настроений А. Пушкина наиболее подходит стихотворение «Вольность», в котором поэт именует царя «самовластительным злодеем» и с «жестокой радостью» желает видеть его погибель, смерть детей.
Читая эти строки и вспоминая последующую историю России, нельзя не поразиться пророчеству гениального творца о будущей судьбе монархии.
Однако наибольшее впечатление производит пророчество другого русского поэта — М. Лермонтова. В стихотворении с символическим названием «Предсказание», написанном в 1830 году, поэт почти за сто лет предсказывает наступление 1917 года: «Настанет год — России черный год — когда царей корона упадет».
Великий русский поэт Ф. Тютчев не был революционером. Но и он предчувствовал, что на Россию надвигается страшная революция. Может быть, именно отсюда в его поэзии столько хаотичной, иррациональной, темной, ночной стихии. Видимая гармония и порядок представлялись поэту маскирующим покровом, под которым — непрочность и тонкость.
Русскую поэзию начала XX века называют серебряной, потому что она была поэзией окончания целой эпохи в русской литературе нового времени. И в ней также сильны предсказательные мотивы. Например, поэты-символисты ощущали, что Россия стремительно летит в бездну. Одни из них радовались этому, потому что видели в революционных потрясениях возможность рождения новой лучшей жизни, других ужасала сама мысль о гибели существующего мира, ибо они видели «закат в крови» (А. Блок).
Действительно, «величайшее напряжение» было в творчестве русских литераторов, чувствующих приближение 1917 года.