Сочинение на тему: История мятежа В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

История мятежа В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

(ГЕНЕАЛОГИЯ МЯТЕЖА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)

По утверждению русского философа Н. Бердяева, «весь русский XIX век, величайший по творческому подъему век русской истории, был веком нарастающей революции. Раскол, раздвоение этого века, довели русское творче­ство до величайшего напряжения».

Нельзя не согласиться с выводом русского философа. Русская литература XIX века действительно полна предчувствий, предсказаний и тревоги перед надвигающей­ся катастрофой.

Русская поэзия XIX века полна предчувствием револю­ции. Это было время, ставшее ее золотым веком. Этот золотой век начался с А. Пушкина, которого небезоснова­тельно считали государственником, певцом императорской России. Поэт черпал вдохновение в величии России. Имен­но в его творчестве мы находим культ Петра Великого.

Но есть у него и революционные стихи. Стоит вспом­нить, что А. Пушкин принадлежал к поколению декабрис­тов, среди которых у него было много друзей и знакомых. Безграничная вера в величие и могущество России и не менее страстная любовь к свободе создают впечатление душевной раздвоенности поэта. Он с томленьем ждет «мину­ты вольности святой». И мечтает увидеть «народ неугне­тенный и рабство падшее по манию царя».

Но для иллюстрации революционных настроений А. Пушкина наиболее подходит стихотворение «Вольность», в ко­тором поэт именует царя «самовластительным злодеем» и с «жестокой радостью» желает видеть его погибель, смерть детей.

Читая эти строки и вспоминая последующую историю России, нельзя не поразиться пророчеству гениального творца о будущей судьбе монархии.

Однако наибольшее впечатление производит пророче­ство другого русского поэта — М. Лермонтова. В стихотво­рении с символическим названием «Предсказание», напи­санном в 1830 году, поэт почти за сто лет предсказывает наступление 1917 года: «Настанет год — России черный год — когда царей корона упадет».

Великий русский поэт Ф. Тютчев не был революционе­ром. Но и он предчувствовал, что на Россию надвигается страшная революция. Может быть, именно отсюда в его поэзии столько хаотичной, иррациональной, темной, ноч­ной стихии. Видимая гармония и порядок представлялись поэту маскирующим покровом, под которым — непроч­ность и тонкость.

Русскую поэзию начала XX века называют серебря­ной, потому что она была поэзией окончания целой эпохи в русской литературе нового времени. И в ней также сильны предсказательные мотивы. Например, поэты-символисты ощущали, что Россия стремительно летит в бездну. Одни из них радовались этому, потому что видели в революци­онных потрясениях возможность рождения новой лучшей жизни, других ужасала сама мысль о гибели существующе­го мира, ибо они видели «закат в крови» (А. Блок).

Действительно, «величайшее напряжение» было в твор­честве русских литераторов, чувствующих приближение 1917 года.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.