ЛЕРМОНТОВ — ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ (С РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПАРУС»)
Когда речь идет о настоящем гении, даты рождения и смерти — лишь предмет изучения биографов, ведь перед истинным талантом даже время почтительно останавливается. Так была и с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, имя которого навсегда останется в хрониках русской литературы как имя одной из самых ярких звезд в плеяде выдающихся отечественных писателей.
Лермонтова читают люди разных возрастов — настолько велик и многогранен его талант. С какой мальчишеской дерзостью звучат порой строки его стихов! Как близки и понятны они молодому сердцу! Вместе с тем, в них столько мудрости, столько глубочайшего понимания жизни, что любой читатель найдет в них пищу для размышлений.
Поэзия Лермонтова очень эмоциональна — это одна из ее отличительных черт. Поэт обладает редким даром заражать читателя своими чувствами и настроениями. Вместе с Лермонтовым мы любим, негодуем, ненавидим, сочувствуем. Его стихи проникнуты той самой тоской, которая близка и знакома русскому сердцу.
Лермонтов тоскует, прежде всего, о судьбах родины. Он любит ее, любит свой народ, но ненавидит тиранов, имеющих над ним власть. Тираноборческим пафосом проникнуты стихотворения «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия», «30 июля» и многие другие.
Поэт горячо откликается на смерть Пушкина, павшего жертвой интриг в правящих кругах. «Солнце русской поэзии закатилось», и Лермонтов скорбит вместе со всем русским народом, тяжело переживая эту невосполнимую утрату. Собственно, после появления стихотворения «Смерть Поэта» имя Лермонтова и получило широкую известность; его стали называть преемником Пушкина в русской литературе. Однако это имело и другие последствия: Лермонтов стал неугоден властям, слишком уж вызывающе правдивыми были его стихи. Он был арестован, а позже и сослан — в России с поэтами никогда не церемонились… Но талант невозможно убить; там, на Кавказе, были созданы прекрасные произведения, поражающие своим художественным совершенством.
Произведениями интимной лирики Лермонтова можно признаваться в любви. Он искренен и романтичен. Все написанное им кажется таким близким, что даже невозможно говорить о нем в прошедшем времени. Мне особенно нравятся его романтические баллады с захватывающим сюжетом и неожиданной трагической развязкой.
Но стихи Лермонтова — не только увлекательное чтиво, но и серьезный повод задуматься. Его лирика наполнена глубоким философским смыслом: автор размышляет о смысле жизни, о смерти, о любви, о будущем России и о своем месте в обществе и в мире.
Пример такой философской лирики — стихотворение «Парус». Наверное, это самое известное стихотворение Лермонтова. Я думаю, любой человек, говорящий по-русски, если не знает его наизусть, то хотя бы может процитировать несколько строк.
Стихотворение было написано в Петербурге в 1832 году. В нем наиболее яркое выражение получил мотив одиночества, столь свойственный лирике Лермонтова. Это заметно уже в первых строках:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Необъятность морского простора только подчеркивает одиночество, уязвимость, беззащитность маленького паруса, который подвластен всем ветрам и которому неоткуда ждать помощи. Бесполезно рассчитывать на милость стихии, но он и не ждет этого. Простая и, наверное, всем знакомая картина вдохновила поэта на серьезные философские размышления. Поэт задается вопросом: куда же держит путь этот маленький смельчак?
Путь паруса — не к цели. Путь и есть сама цель!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
…Внешний мир, тот, что окружает его со всех сторон, прекрасен, но эта красота неинтересна ему. Буйство красок и солнечного света остается незамеченным. Спокойствие на море не радует.
Сама собой напрашивается параллель между этим парусом и мятежной душой самого Лермонтова. Но мы можем только предполагать это, потому что автор не отождествляет себя с парусом. Он наблюдает за ним со стороны. В отношении паруса Лермонтов употребил всего два эпитета: «одинокой» (то есть «одинокий») и «мятежный», но этого оказалось достаточно, чтобы создать полный, яркий образ.
В этом стихотворении уже заметно несогласие с романтическими идеалами, постепенный отход от них. Существование паруса трагично; он обречен на вечные скитания, потому что у его пути нет ясной цели. Его дерзкий вызов буре, стремление к опасности сродни самобичеванию. Кажется, что мятежный внутренний мир обратился сам против себя и вот-вот сам себя уничтожит:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Парадокс, оформленный в последних строках, ставит многоточие в этом странном откровении писателя.
Михаил Юрьевич Лермонтов — не просто поэт, а великий Поэт, ставший героем не только своего, но и нашего времени. Мы и сегодня не перестаем восхищаться его творениями — то дерзкими, то проникновенно нежными, трогательными, но всегда одинаково искренними, идущими от сердца. А их автор смотрит на нас с портретов растерянно, задумчиво и тоскливо.