Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ — ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ (С РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПАРУС»)

ЛЕРМОНТОВ — ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ (С РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПАРУС»)

Когда речь идет о настоящем гении, даты рожде­ния и смерти — лишь предмет изучения биографов, ведь перед истинным талантом даже время почтитель­но останавливается. Так была и с Михаилом Юрьеви­чем Лермонтовым, имя которого навсегда останется в хрониках русской литературы как имя одной из са­мых ярких звезд в плеяде выдающихся отечественных писателей.

Лермонтова читают люди разных возрастов — на­столько велик и многогранен его талант. С какой маль­чишеской дерзостью звучат порой строки его стихов! Как близки и понятны они молодому сердцу! Вместе с тем, в них столько мудрости, столько глубочайшего понимания жизни, что любой читатель найдет в них пищу для размышлений.

Поэзия Лермонтова очень эмоциональна — это од­на из ее отличительных черт. Поэт обладает редким даром заражать читателя своими чувствами и наст­роениями. Вместе с Лермонтовым мы любим, негоду­ем, ненавидим, сочувствуем. Его стихи проникнуты той самой тоской, которая близка и знакома русскому сердцу.

Лермонтов тоскует, прежде всего, о судьбах роди­ны. Он любит ее, любит свой народ, но ненавидит ти­ранов, имеющих над ним власть. Тираноборческим пафосом проникнуты стихотворения «Жалобы тур­ка», «Прощай, немытая Россия», «30 июля» и многие другие.

Поэт горячо откликается на смерть Пушкина, пав­шего жертвой интриг в правящих кругах. «Солнце русской поэзии закатилось», и Лермонтов скорбит вместе со всем русским народом, тяжело переживая эту невосполнимую утрату. Собственно, после появления стихотворения «Смерть Поэта» имя Лермонтова и по­лучило широкую известность; его стали называть пре­емником Пушкина в русской литературе. Однако это имело и другие последствия: Лермонтов стал неугоден властям, слишком уж вызывающе правдивыми были его стихи. Он был арестован, а позже и сослан — в России с поэтами никогда не церемонились… Но та­лант невозможно убить; там, на Кавказе, были созданы прекрасные произведения, поражающие своим худо­жественным совершенством.

Произведениями интимной лирики Лермонтова можно признаваться в любви. Он искренен и романти­чен. Все написанное им кажется таким близким, что даже невозможно говорить о нем в прошедшем време­ни. Мне особенно нравятся его романтические баллады с захватывающим сюжетом и неожиданной трагичес­кой развязкой.

Но стихи Лермонтова — не только увлекательное чтиво, но и серьезный повод задуматься. Его лирика наполнена глубоким философским смыслом: автор раз­мышляет о смысле жизни, о смерти, о любви, о буду­щем России и о своем месте в обществе и в мире.

Пример такой философской лирики — стихотворе­ние «Парус». Наверное, это самое известное стихотво­рение Лермонтова. Я думаю, любой человек, говоря­щий по-русски, если не знает его наизусть, то хотя бы может процитировать несколько строк.

Стихотворение было написано в Петербурге в 1832 го­ду. В нем наиболее яркое выражение получил мотив оди­ночества, столь свойственный лирике Лермонтова. Это заметно уже в первых строках:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Необъятность морского простора только подчерки­вает одиночество, уязвимость, беззащитность малень­кого паруса, который подвластен всем ветрам и кото­рому неоткуда ждать помощи. Бесполезно рассчиты­вать на милость стихии, но он и не ждет этого. Простая и, наверное, всем знакомая картина вдохновила поэта на серьезные философские размышления. Поэт зада­ется вопросом: куда же держит путь этот маленький смельчак?

Путь паруса — не к цели. Путь и есть сама цель!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

…Внешний мир, тот, что окружает его со всех сто­рон, прекрасен, но эта красота неинтересна ему. Буй­ство красок и солнечного света остается незамечен­ным. Спокойствие на море не радует.

Сама собой напрашивается параллель между этим парусом и мятежной душой самого Лермонтова. Но мы можем только предполагать это, потому что автор не отождествляет себя с парусом. Он наблюдает за ним со стороны. В отношении паруса Лермонтов употребил всего два эпитета: «одинокой» (то есть «одинокий») и «мятежный», но этого оказалось достаточно, чтобы создать полный, яркий образ.

В этом стихотворении уже заметно несогласие с романтическими идеалами, постепенный отход от них. Существование паруса трагично; он обречен на вечные скитания, потому что у его пути нет ясной це­ли. Его дерзкий вызов буре, стремление к опасности сродни самобичеванию. Кажется, что мятежный внут­ренний мир обратился сам против себя и вот-вот сам себя уничтожит:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Парадокс, оформленный в последних строках, ста­вит многоточие в этом странном откровении писателя.

Михаил Юрьевич Лермонтов — не просто поэт, а ве­ликий Поэт, ставший героем не только своего, но и на­шего времени. Мы и сегодня не перестаем восхищаться его творениями — то дерзкими, то проникновенно неж­ными, трогательными, но всегда одинаково искренними, идущими от сердца. А их автор смотрит на нас с порт­ретов растерянно, задумчиво и тоскливо.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.