Сочинение на тему: «ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ» (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

«ЛОЖЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ, ВЫСТАВЛЯЕМАЯ ЗА ПРАВДУ, ГУБИТ ВСЮ ЖИЗНЬ» (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

О бессмертии искусства Льва Толстого, о зна­чении его художественного мастерства для нас и для последующих поколений вдохновенно гово­рил К. Федин: «Толстой никогда не состарится. Он из тех гениев искусства, слово которых — жи­вая вода. Источник бьет неиссякаемо. Мы снова и снова припадаем к нему, и нам кажется — мы еще ни разу в жизни не пили такой прозрачной, чистой, свежей воды».

Больше всего привлекает в художественных произведениях писателя главная особенность его поэтики: верность жизненной правде, которая воспроизводится как процесс постижения. Прав­да для Толстого — это и тщательное воспроизве­дение реальной жизни, и умение передавать про­цесс постижения истины автором или героем, и «чистота нравственного чувства». Так, например, в рассказе «После бала» в центре внимания писа­теля оказываются нравственные переживания молодого человека, столкнувшегося в жизни с двумя проявлениями человеческой природы — добром и злом. С одной стороны, он влюбляется. Это новое чувство порождает в нем счастье, бла­женство, умиленное любование всем окружаю­щим миром: «я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

С другой стороны, источник любви приносит ему разочарование, которое вызвал отец возлюб­ленной, статный военный с ласковой и радостной улыбкой, как у дочери. Полковник руководил наказанием солдата, совершившего побег из во­енной части. При этом полковник внимательно следил за экзекуцией, не упуская из виду ни ма­лейшего проявления милосердия.

Наотмашь бил он по лицу солдата за то, что тот недостаточно сильно опускал палку на «пест­рое, мокрое, красное, неестественное» тело нака­зываемого человека. Вся наблюдаемая сцена выз­вала у героя почти физическую сердечную боль, доходившую до тошноты: «И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Однако наибо­лее ценными для нас являются последующие раз­мышления героя: «Очевидно, он что-то знает та­кое, чего я не знаю, —- думал я про полковни­ка. — Если бы я знал то, что он знает, я бы пони­мал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

Сюжет рассказа отображает концепцию Л. Толстого — концепцию «непосредственного нравственного чувства, живущего в человеке». По мысли писателя, это чувство живет в душе каж­дого из людей и, подобно прибору, всегда дает воз­можность человеку отличать добро от зла. Одна­ко на действия и поведение человека оказывает влияние не только заложенное в нем непосред­ственное нравственное чувство. Толстой убежден, «что в человека вложена бесконечная не только моральная, но даже физическая бесконечная сила, но вместе с тем, на эту силу наложен ужас­ный тормоз — любовь к себе или, скорее, память о себе, которая производит бессилие. Но как толь­ко человек вырвется из этого тормоза, он получа­ет всемогущество». Главное же влияние на лич­ность оказывает даже не тормоз «любви к себе», а ложные общественные условности и предубежде­ния.

Так, герой рассказа «После бала» пытается ос­мыслить всеобщую правду, ведь насилие соверша­лось «с такой уверенностью и признавалось все­ми необходимым». Но сколько ни старался герой узнать что-то такое, что знали все, а он не знал, — ничего не вышло. Внутреннее нравственное чув­ство подсказывало ему правильный вариант реше­ния этой жизненной задачи: даже всеобщее зло остается злом, оправдать его невозможно. Любовь в душе героя к этой девушке исчезает. Дальше он выбирает жизненный путь, далекий от военной муштры и военных законов. Таким образом писа­тель наглядно демонстрирует еще одну концеп­цию: «Верьте себе».

Врожденное в каждом человеке добро, непос­редственное нравственное чувство помогает пре­одолеть порочные чувства, связанные с условия­ми общества, условиями света. Необходимо ве­рить себе, своему голосу добра для того, чтобы про­тивостоять ложным общественным условностям и предубеждениям.

Критерий «непосредственного нравственного чувства» может и нам помочь преодолеть зло, ца­рящее в мире. Например, большинство куриль­щиков в первый раз попробовали закурить сига­рету в довольно юном возрасте под влиянием дру­зей. В компании сверстников зажженный огонек и сизоватый дымок сигареты считается проявле­нием взрослости, самостоятельности, независи­мости.

Никто даже не задумывается о том, что куре­ние приносит огромный вред здоровью, самым худшим проявлением которого является рак. Только кто будет думать о будущем, если сейчас в глазах сверстников ты выглядишь непревзой­денно. В трудных жизненных обстоятельствах, когда ты стоишь перед моральным выбором, не­лишне будет вспомнить слова великого Л. Тол­стого: «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.