«ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение-отзыв)
Еще в начале прошлого столетия А. Франс так оценивал творчество Л. Н. Толстого: «Толстой — это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды, подобно Афродите, выходящей из глубин морских. Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он был всегда правдив». Все это в полной мере можно отнести к рассказу «После бала», в котором звучит глубокая боль писателя за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей. А главный герой произведения вызывает подлинное восхищение: сила духа, стойкость моральных принципов позволили ему прожить достойную жизнь.
В рассказе поднимаются проблемы актуальные и в наше время: царящие в обществе насилие, жестокость, агрессия; идейно-нравственный поиск; попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. При этом автору, избравшему необычную форму повествования (диалог между молодежью и умудренным жизненным опытом «всеми уважаемым» Иваном Васильевичем), удается избежать нравоучений. Главный герой, он же и рассказчик, Иван Васильевич делится воспоминаниями, иногда он невольно сравнивает времена своей молодости и современность: «Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите ». Но когда начинает рассказывать о происшествии, глубоко потрясшем его, Иван Васильевич, словно на машине времени, возвращается в дни юности, на глазах молодеет. Его слова искренни, эмоциональны.
Будучи в юности веселым, бойким малым, да еще и богатым, герой рассказа катался с гор с барышнями и кутил с товарищами. Но главное удовольствие для него составляли вечера и балы. На одном из таких балов он и встретил Вареньку. Опьяненный любовью юноша «видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Не один раз рассказчик сравнивает свои чувства с опьянением, хотя и подчеркивает, что пить особо не любил. Сцена бала составляет большую часть повествования, все события того памятного вечера навечно запечатлелись в памяти рассказчика. Прекрасная зала с хорами, музыканты, великолепный буфет, разливанное море шампанского, перышко от белого дешевенького веера, подаренное возлюбленной, — все это вызывало счастье, блаженство. Обратим внимание на описание эмоционального состояния героя в этот момент: «я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».
Чем дольше продолжается бал, тем сильнее разгораются чувства героя. Особенно поразил влюбленного юношу танец Вареньки с отцом. В портретной характеристике отца подчеркиваются малейшие детали: румяное лицо, белые усы и бакенбарды, ласковая, радостная улыбка, блестящие глаза, широкая, выпячивающаяся по-военному грудь, сильные плечи, длинные стройные ноги. Все эти детали, очевидно, должны были свидетельствовать о физическом и психологическом здоровье военного.
Воображение юноши выстраивает странные, на первый взгляд, логические цепочки. Так, например, его умиляют старомодные сапоги отца Вареньки — отец не покупает модных сапог, чтобы вывозить в свет любимую красавицу-дочь. Любовь к Вареньке (обратим внимание, рассказчик даже спустя столько лет после произошедшего ласково и нежно называет девушку Варенькой) обнаруживает в сердце героя скрытую способность любви. И эта любовь распространяется на всех окружающих Вареньку людей, в том числе и на отца, ведь они так похожи.
Вторая часть рассказа резко отличается по настрою от сцены бала. Писатель эффективно использует художественный прием контраста, подчеркивая резкую смену эмоционального состояния героя. В душе юноши еще звучит мотив мазурки, но действительность дарит ему иную музыку, жесткую и нехорошую. Мечтательно закрывая глаза, юноша еще видит плавный, грациозный танец Вареньки в паре с отцом, но реальность преподносит ему сцену бесчеловечной жестокости. Невольно юноша становится свидетелем телесного наказания солдата, совершившего побег из полка. Наказываемый, дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, медленно приближался к герою. Его сопровождал высокий военный — это был отец Вареньки. И если во время бала в сердце героя росла и росла любовь, то теперь так же интенсивно нарастают душевная боль, ужас и отвращение. Экзекуция сопровождается равномерным боем барабанов, свистом флейты и звуками ударов. Наказываемый «поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы», всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но все надежды солдата на милосердие и сочувствие были напрасными, ведь за процессом наказания строго следил полковник. Один малорослый, слабосильный солдат нанес не слишком чувствительный удар, за что был тут же покаран полковником. Та же рука в замшевой перчатке, обнимавшая несколько часов назад тонкую талию дочери, сегодня безжалостно била по лицу человека.
Эта сцена вызвала настолько острую душевную боль, стыд и причастность к совершаемому, что герой поспешил уйти домой. Но и дома ужас от увиденного не оставлял его в покое: на смену опьянению от любви приходит полное отрезвление. Теперь героя мучают размышления: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали такое, чего я не знал».
Неприятие зла, жестокости, несправедливости было настолько сильным, что юноша даже отказался от карьеры военного и от своей самой большой в жизни любви.
Рассказ Л. Н. Толстого учит нас не идти на поводу общественного мнения, ведь не всегда всеобщая правда является истиной. Нельзя отступаться от своих нравственных принципов — каждый из нас рано или поздно может стать жертвой агрессии, царящей в обществе.