МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необычных условиях. Он противостоит несовершенной, жестокой реальности, бунтует против обстоятельств. Он одинок, но одиночество не отменяет правоту: его чувства высоки и искренни, он нравственно чище и духовно выше своего окружения. Автор идеализирует своего героя, наделяет его лучшими качествами: смелостью, честностью, независимостью, решимостью, чистотой порывов. Окружающая действительность претит герою, и он стремится освободиться от нее, открыто и бесстрашно протестует, не боясь последствий.
Именно таким предстает перед нами герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — одного из лучших образцов русской романтической поэзии. В основе сюжета поэмы лежит традиционно романтический мотив побега, стремления к свободе. Мцыри — герой с необычной и трагической судьбой, ребенком захваченный в плен, едва не ставший монахом, бежавший из святой обители, прошедший через множество испытаний и погибший в расцвете лет.
Обычно для романтических произведений характерна повышенная эмоциональность, поскольку в центре внимания писателей — внутренние переживания героя, малейшие оттенки его душевного состояния. Форма исповеди, так удачно выбранная Лермонтовым, помогает раскрыть образ Мцыри как романтического героя.
В соответствии с романтической традицией, в поэме явно прослеживается противопоставление действительности идеалу. Действительный мир в произведении — это монастырь, являющийся символом плена, несвободы. В него герой попал не по своей воле, а значит, стал узником, несмотря на то, что монахи спасли ему жизнь и, в общем-то, желали добра. Но Мцыри не принадлежал к этому миру — миру закрепощения и строгого послушания. Он стремится к совершенно иной жизни — к жизни на свободе. Идеальным миром, символом свободы и счастья в поэме является родина героя — Грузия. Происхождение героя тоже глубоко символично: горячая кровь воинственных горцев как нельзя лучше подходит для романтического героя и еще больше обостряет противоречие между неволей, в которой живет Мцыри и свободой, для которой он рожден.
Его побег — это бунт. Мцыри — романтический герой-бунтарь, герой-беглец. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влился как часть целого, как брат, как друг. Глубоко символично единение героя с обычно враждебной людям стихией бури. Именно благодаря ей он смог совершить побег, когда все в страхе начали молиться. Такая дружба «меж бурным сердцем и грозой» лишь еще раз подчеркивает огненную, бунтарскую, даже демоническую натуру Мцыри.
Романтическое произведение просто немыслимо без мотива любви. Не обошел его стороной и Лермонтов, заставив сердце своего героя забиться быстрее, когда тот увидел незнакомую девушку. Мцыри никогда раньше не знал любви, но нельзя сомневаться в искренности его чувств.
Мцыри жаждал «тревог», настоящих испытаний физических и духовных сил, и схватка с барсом стала как раз таким испытанием. Это было одновременно и единение с природой, и противостояние ей. Одержав победу в честном бою, Мцыри доказал, что создан для большего, чем послушничество.
Таким образом, за три дня на воле Мцыри испытал все самые главные чувства, «тревоги», без которых жизнь кажется серой и пресной. Потому-то он так дорожит этими тремя днями, считает их лучшим, что дала ему судьба. И ему не жаль поплатиться за них жизнью.
Лучше умереть на свободе, чем жить в плену. Пожалуй, его судьба была бы менее трагичной, если бы он умер на воле, умер счастливым. Но даже этого не дано Мцыри: по злой воле судьбы он должен свои последние дни провести там, откуда так старался вырваться. Потому-то так обреченно звучат слова его исповеди:
И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой.
Образ Мцыри глубоко трагичен. И это неудивительно: герой, который противостоит реальности, как бы он ни был силен, чаще всего оказывается побежденным. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, ведь он не может смириться с действительностью, но и не в состоянии в одиночку изменить ее, так что смерть — единственно возможный путь разрешения этого конфликта. В случае с Мцыри ситуация несколько иная: у него все-таки есть шанс обрести счастье, поскольку его неприятие затрагивает не общество в целом, а лишь монастырь как воплощение насилия над личностью. Его идеал не так далеко, он теоретически вполне досягаем, даже видим:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему Легко, не знаю почему.
Но автор не стремится превратить поэму в сказку со счастливым концом. И развязка произведения тоже глубоко символична. Ведь если задуматься, Мцыри не просто находится между двумя мирами — он изгнан из них обоих. Он на всю жизнь остался бы чужим в монастыре; но самое печальное, что он чужой и там, куда так стремится: никто не ждет и не ищет его на родине, родные наверняка считают его погибшим, а сам он вряд ли сможет их разыскать. Он привык жить по законам чужаков, говорить на языке чужаков — он безвозвратно выпал из родного гнезда. Следовательно, Мцыри совершенно одинок, замкнут между двумя противоположностями; и в этом безнадежном положении, на мой взгляд, и заключается главная трагедия героя.
Однако Мцыри с достоинством и гордостью, порой даже дерзкой, переносит крах своих надежд. Как истинно романтический герой, он смело смотрит в лицо смерти, ничуть не сожалея о содеянном. Он поражает нас своей внутренней силой, волей, которую ничто не может сломить.
«…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» — писал Белинский. Устами юного грузина с нами говорит сам Лермонтов, поэт-свободолюбец, выражая собственное отношение к миру, к роли и месту человека в нем.
Поэма «Мцыри» — это гимн могуществу человеческого духа, мужеству и бесстрашию тех, кто испытывает судьбу, желая
Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.