Сочинение на тему: МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств. Он одинок, но одиночество не отменяет правоту: его чув­ства высоки и искренни, он нравственно чище и духов­но выше своего окружения. Автор идеализирует своего героя, наделяет его лучшими качествами: смелостью, честностью, независимостью, решимостью, чистотой порывов. Окружающая действительность претит ге­рою, и он стремится освободиться от нее, открыто и бесстрашно протестует, не боясь последствий.

Именно таким предстает перед нами герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — одного из лучших образцов русской романтической поэзии. В ос­нове сюжета поэмы лежит традиционно романтический мотив побега, стремления к свободе. Мцыри — герой с необычной и трагической судьбой, ребенком захва­ченный в плен, едва не ставший монахом, бежавший из святой обители, прошедший через множество испыта­ний и погибший в расцвете лет.

Обычно для романтических произведений харак­терна повышенная эмоциональность, поскольку в центре внимания писателей — внутренние пережива­ния героя, малейшие оттенки его душевного состоя­ния. Форма исповеди, так удачно выбранная Лермон­товым, помогает раскрыть образ Мцыри как романти­ческого героя.

В соответствии с романтической традицией, в по­эме явно прослеживается противопоставление дейст­вительности идеалу. Действительный мир в произве­дении — это монастырь, являющийся символом пле­на, несвободы. В него герой попал не по своей воле, а значит, стал узником, несмотря на то, что монахи спасли ему жизнь и, в общем-то, желали добра. Но Мцыри не принадлежал к этому миру — миру закре­пощения и строгого послушания. Он стремится к со­вершенно иной жизни — к жизни на свободе. Идеаль­ным миром, символом свободы и счастья в поэме яв­ляется родина героя — Грузия. Происхождение героя тоже глубоко символично: горячая кровь воинствен­ных горцев как нельзя лучше подходит для романти­ческого героя и еще больше обостряет противоречие между неволей, в которой живет Мцыри и свободой, для которой он рожден.

Его побег — это бунт. Мцыри — романтический ге­рой-бунтарь, герой-беглец. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Глубоко симво­лично единение героя с обычно враждебной людям стихией бури. Именно благодаря ей он смог совершить побег, когда все в страхе начали молиться. Такая дружба «меж бурным сердцем и грозой» лишь еще раз подчеркивает огненную, бунтарскую, даже демоничес­кую натуру Мцыри.

Романтическое произведение просто немыслимо без мотива любви. Не обошел его стороной и Лермон­тов, заставив сердце своего героя забиться быстрее, когда тот увидел незнакомую девушку. Мцыри никог­да раньше не знал любви, но нельзя сомневаться в ис­кренности его чувств.

Мцыри жаждал «тревог», настоящих испытаний физических и духовных сил, и схватка с барсом стала как раз таким испытанием. Это было одновременно и единение с природой, и противостояние ей. Одержав победу в честном бою, Мцыри доказал, что создан для большего, чем послушничество.

Таким образом, за три дня на воле Мцыри испы­тал все самые главные чувства, «тревоги», без кото­рых жизнь кажется серой и пресной. Потому-то он так дорожит этими тремя днями, считает их лучшим, что дала ему судьба. И ему не жаль поплатиться за них жизнью.

Лучше умереть на свободе, чем жить в плену. По­жалуй, его судьба была бы менее трагичной, если бы он умер на воле, умер счастливым. Но даже этого не дано Мцыри: по злой воле судьбы он должен свои по­следние дни провести там, откуда так старался вы­рваться. Потому-то так обреченно звучат слова его исповеди:

И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой.

Образ Мцыри глубоко трагичен. И это неудиви­тельно: герой, который противостоит реальности, как бы он ни был силен, чаще всего оказывается побеж­денным. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, ведь он не может смириться с действительнос­тью, но и не в состоянии в одиночку изменить ее, так что смерть — единственно возможный путь разреше­ния этого конфликта. В случае с Мцыри ситуация не­сколько иная: у него все-таки есть шанс обрести счас­тье, поскольку его неприятие затрагивает не общество в целом, а лишь монастырь как воплощение насилия над личностью. Его идеал не так далеко, он теоретиче­ски вполне досягаем, даже видим:

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему Легко, не знаю почему.

Но автор не стремится превратить поэму в сказку со счастливым концом. И развязка произведения то­же глубоко символична. Ведь если задуматься, Мцы­ри не просто находится между двумя мирами — он изгнан из них обоих. Он на всю жизнь остался бы чу­жим в монастыре; но самое печальное, что он чужой и там, куда так стремится: никто не ждет и не ищет его на родине, родные наверняка считают его погиб­шим, а сам он вряд ли сможет их разыскать. Он при­вык жить по законам чужаков, говорить на языке чу­жаков — он безвозвратно выпал из родного гнезда. Следовательно, Мцыри совершенно одинок, замкнут между двумя противоположностями; и в этом безна­дежном положении, на мой взгляд, и заключается главная трагедия героя.

Однако Мцыри с достоинством и гордостью, порой даже дерзкой, переносит крах своих надежд. Как истинно романтический герой, он смело смотрит в лицо смерти, ничуть не сожалея о содеянном. Он поражает нас своей внутренней силой, волей, которую ничто не может сломить.

«…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» — пи­сал Белинский. Устами юного грузина с нами говорит сам Лермонтов, поэт-свободолюбец, выражая собствен­ное отношение к миру, к роли и месту человека в нем.

Поэма «Мцыри» — это гимн могуществу человеческого духа, мужеству и бесстрашию тех, кто испытывает судьбу, желая

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.