Сочинение на тему: ЛИЦА И МАСКИ В ДРАМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»

ЛИЦА И МАСКИ В ДРАМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»

Пестрые силуэты, мелькающие перед глазами, сме­ющиеся маски, сменяющие друг друга, музыка, смех, свет. Феерия цвета и звука — такие ассоциации воз­никают у нас со словом «маскарад». Чьи лица скрыва­ются под масками? «Быть может, гордая графиня иль княжна… И так же может быть, что эта же краса к вам завтра вечером придет на полчаса» — отвечает на этот вопрос Михаил Юрьевич Лермонтов. Яркое действо, описанное в его драме «Маскарад», — настоящий ка­лейдоскоп лиц людей. Вперемежку с масками они кру­жатся в вихре всеобщего веселья — испуганные, по­терянные, бледные. Они как будто потерялись среди пестрого великолепия феерического праздника, под­хваченные сонмом масок, ставшие игрушками в их ру­ках. Куда их увлекает маскарад?

Многие люди надевают маски, играя при этом ка­кую-то роль, — как и некоторые из героев драмы Лер­монтова «Маскарад». На балу они — светские люди, в игорном заведении — азартные и беззаботные кутилы. И только дома, наедине с собой, и, возможно, с самым близким человеком эти люди сбрасывают личины.

Таков Евгений Арбенин; бывший завсегдатай игор­ных домов, «мастак», везучий и умелый игрок, «любим был часто пламенно и страстно», он «для других сердец твердил слова любви, как няня сказку», сам не испы­тывая никаких чувств. Однако он устал прятать свои истинные эмоций, скрывать их от окружающих и даже от себя. Арбенин покинул старых друзей, игроков и кутил, и решил остепениться. Он нашел «жену, покорное созданье», «чтоб иметь святое право уж никого на свете не любить». Но скинув маску рядом с прекрасной де­вушкой, он вдруг понял, что любит ее всей душой.

Такова и баронесса Штраль. Почтенная, доброде­тельная вдова, гордая и неприступная светская льви­ца — вот ее маска. Под ней же скрывается одинокая женщина, любящая молодого князя Звездича, но при­личия, страх перед молвой мешают ей в этом при­знаться. К тому же она понимает, что избранник ее не стоит. На маскараде, неузнаваемая под маской, баро­несса прямо высказывает ему свое мнение: «Ты! бесха­рактерный, безнравственный, безбожный, самолюби­вый, злой, но слабый человек». Но тогда же она при­знается, что любит его. Сейчас ей гораздо легче это сделать, ведь «если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

И князь Звездич тоже носит маску — маску чести или своего понятия о чести. Он горяч, азартен. В мо­мент знакомства с ним Арбенин увидел точную копию себя самого — молодой, неопытный игрок, который спу­стил все до копейки, но не желает ставить на кон эполе­ты: «Я честью их достал, — и вам их не купить».

Несложно понять, для чего нужны маски этим ге­роям. Баронесса Штраль тяготится своей ролью в об­ществе, законы которого не позволяют ей любить. Па­радокс, но маскарадный наряд, в котором она неузна­ваема, не связывает ее, а наоборот раскрепощает, дает возможность хотя бы на время забыть о своем статусе, своем положении в свете. Однако ей достает мужества скинуть все маски разом и ради спасения чести Нины, ее подруги, рискнуть собственной репутацией.

Арбенин же и вовсе тяготится масками. Однако он сильный человек, и когда, введенный в заблуждение, поверил в измену любимой жены, маска помогла ему скрыть горе. Это была личина профессионального иг­рока, холодного, внешне неэмоционального человека, предпочитающего «от мук не знать свободы, и чтоб ни­кто не понял ваших мук». Маска определила поведе­ние Арбенина: без нее он не смог убить Звездича, кото­рого считал любовником Нины; с ней же хладнокровно убил жену, которую любил.

Звездич носил маску, чтобы скрыть свою слабость. Честью он прикрылся, боясь проиграть эполеты, хотя причиной отказа скорее всего были страх и неверие в себя. Однако его можно оправдать: он молод, неопы­тен, он еще не испробовал всех игр, которые успели смертельно надоесть Арбенину. Звездич играет — в азартные игры, в человека чести, в любовь. Но сам, как и Арбенин, и баронесса, становится жертвой обсто­ятельств и воли других людей.

Кто же они, эти люди? Те, кто никогда не снимает масок, у кого их множество — на каждый случай своя. Один из таких людей — Шприх. Вот он: «улыбка злобная, глаза… стеклярус точно, взглянуть — не че­ловек, — а с чертом не похож». Однако этого странно­го, несимпатичного человека в обществе не просто тер­пят, его ценят. Почему? Да ведь «человек он нужный, лишь адресуйся — одолжит». К тому же угодить Шприх умеет всем: он «с безбожником — безбожник, с святошей — езуит, меж нами — злой картежник, а с честными людьми — пречестный человек». Никто не знает, каков он на самом деле. Лермонтов устами ба­ронессы Штраль называет таких, как он, «людьми без гордости и сердца».

Ради корысти маску друга надел Казарин. Он хо­чет возобновить прежние отношения с Арбениным — товарищем по кутежам и отличным партнером по кар­точным играм, в паре с которым можно рассчитывать на крупный выигрыш. И для этого подхватывает сплетню о его любимой жене и князе, которому он в свое время помог отыграться, и вместо того, чтобы поддержать или разубедить друга, уверяет, что в све­те за добро платят злом, и «что женщине в любви? Победы новые ей нужны ежедневно». Этим Казарин вновь втягивает Арбенина в ту жизнь, от которой он давно отказался.

Странны и страшны маски безымянного персонажа, которого Лермонтов называет Неизвестным. Он повсю­ду рядом с Арбениным, но «всегда с другим лицом, все­гда в другом наряде» — каждый раз в новой маске. Но что под ними? Только ненависть и желание отомстить. Арбенина он винит во всех бедах своей неудавшейся жизни, и не всегда безосновательно. Много лет назад Евгений, уже опытный игрок, лишил его всех де­нег и не простил долга; у безымянного же игрока не хватило духу признаться отцу или бросить игру. И он стал Неизвестным — злым гением Арбенина с тысячью неповторимых обличий. Однако он скрывает лицо не только от своего врага. Маску невинной жертвы он ни­когда не решится снять даже перед собой. Ведь это бу­дет означать признание собственной вины и слабости. Поэтому Неизвестному легче остаться мстителем.

Но неужели все в обществе носят личины, скрыва­ющие их чувства или намерения? Нет, есть и те у кого только одно лицо — собственное. Нина Арбенина — единственная в драме героиня без маски. Она «мила, нежна, как агнец божий», простодушна и искренна. Она одна и та же на балах и приемах и дома, с люби­мым мужем. Ее слова — это всегда выражение искрен­них чувств.

Именно поэтому Нина стала жертвой мира масок. Оказавшись в центре клубка интриг, она не смогла от­личить маски от реальных лиц, а Арбенин, более иску­шенный, настроенный Казариным на циничный лад, не поверил, что видит лицо, а не личину. Парадоксаль­но, но Нину погубило самое лучшее, что в ней было, — доверие к любимому и неумение скрывать свои истин­ные чувства.

Для чего же Лермонтову понадобился такой фи­нал — убита невинная женщина, сошел с ума тот, у кого хватило силы жить без маски? Можно считать, что «Маскарад» — это драма-предупреждение о тех самых «людях без гордости и сердца». Прикрываясь маской баронессы Штраль о людях, подобных Шприху и Неизвестному, выражает мысль автора: ты их «пре­зираешь, а сам — игрушка тех людей».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.