МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ ДУШИ (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
…Поэзия Гоголя, его скорбный смех — это не только обвинительный акт против… нелепого существования, но и мучительный крик человека, стремящегося спастись прежде, чем его заживо похоронят в этом мире безумцев. Чтобы подобный крик мог вырваться из груди, надобно, чтоб в ней оставалось что-то здоровое, чтобы жила в ней великая сила возрождения. Гоголь чувствовал и многие другие чувствовали вместе с ним, — что за мертвыми душами есть души живые.
А. И. Герцен
«Мертвые души» — одно из гениальнейших произведений русской и мировой литературы. Н. В. Гоголь писал поэму не как спокойный созерцатель жизни, а как патриот, пламенно любящий Россию и твердо уверенный в ее великом будущем. Автор понимал цену тех огромных сил и задатков, которые скрыты в народе, и поэтому страстно ненавидел все то, что мешало развитию народных сил.
Именно глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбу своего народа питали беспощадную сатиру Гоголя в изображении дворянско-крепостнического мира. В. Г. Белинский в «Мертвых душах» Гоголя видел глубоко патриотическое творение, акт общественного самосознания и писал, что в поэме Гоголь «сделал великий шаг, что все, доселе им написанное, кажется слабым и бледным в сравнении с ним…».
Поэма Гоголя с потрясающей остротой вскрыла паразитический характер существования тех нескольких десятков тысяч владельцев крепостных душ, которые были основой всего феодально-крепостнического строя. Герои поэмы, сойдя со страниц книги, зажили самостоятельной жизнью, превратились в нарицательные имена для обозначения отрицательных явлений бытия. Типические стороны жизни провинциального помещичье-чиновнического общества ярко видны благодаря тщательной обрисовке быта помещиков, их хозяйства, семейных отношений, характеристике положения крепостных. В беседах помещиков живые и мертвые души — обыкновенный товар: о живых они говорят, как о мертвых, а мертвых продают, что «пареную репу». В этом цинизме проявляется бездушие и паразитизм владельцев «крещеной собственности».
Всем главным героям поэмы Присущи качества, объединяющие их в одно целое. Они связаны общностью нравов, привычек, интересов. Все они обнаруживают черты самодовольного паразитизма, нравственной опустошенности, экономической беспомощности. В образах героев поэмы личные свойства и обстоятельства жизни не просто творчески воплощают в себе общие существенные признаки сословной жизни, они выражают различные стороны и тенденции социального упадка русской действительности. Гоголь писал: «Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель помирился бы с ними всеми». Кто же они — торговцы мертвыми душами?
«Приятность во всех отношениях» — вот характерная черта уклада помещичьей жизни Манилова. Бытовая сентиментальность рядового русского помещика выступает как симптом упадка, над которым Гоголь смеется. Комизм образа Манилова создается резким контрастом между сентиментальностью, напыщенностью и печатью чина воспитанности помогает герою войти в доверие.
Россия душ живых в поэме Гоголя — это русский народ. Гоголь изображает народ в его исторической конкретности, не скрывая как его духовного убожества, так и покорности, презрения к угнетателям, стремления к воле, способности к творчеству. Принцип разработки образов крестьян отличается от разработки образов помещиков. Здесь Гоголь более сдержан, не дает развернутых характеристик, описаний, но из отдельных сцен, эпизодов, скупых, но значимых зарисовок возникает вполне определенный мир крестьянской жизни. Так, например, подъезжая к дому Манилова, Чичиков видит безрадостное житье маниловских крестьян (сцена у пруда). Особенно тяжела жизнь плюшкинской дворни, для которой существует всего лишь одна пара сапог. Совершенно неудивительно, что крестьяне у Плюшкина, для которых он создал невыносимые условия, мрут как мухи и бегут куда глаза глядят. Предельно лаконично создан живой человеческий образ девочки Пелагеи.
С ласковой усмешкой, но вместе с тем с нескрываемой горечью говорит автор об этом ребенке, лишенном детских радостей.
Из мельчайших деталей, попутных замечаний, реплик встает во весь рост бесправная крепостная Россия. Читая раздумья Чичикова о Степане Пробке и других купленных им мертвых душах, читатель понимает, что Чичикову совершенно нет дела, где и какой смертью умер мастер-умелец, в какой тюрьме сидел дворовый Попов. Но совершенно ясно, что прижизненная судьба Григория Доезжай-не-доедешь кровно волнует самого автора. Не ограничиваясь изображением только отсталости, трагического положения народа, Гоголь окидывает взором народную жизнь, стремится изобразить и дать почувствовать читателю и потенциальные силы народа, его способности к возмущению, в частности, автор отмечает, как бунтовало село Вшивая Спесь.
Впервые высокие качества русского крестьянина раскрываются в сцене торга Чичикова и Собакевича. Эпизод, помимо комизма сцены самой купли, дает представление и о «товаре». Собакевич расхваливает своих умерших крестьян. Понятно, ему нужно выгоднее их продать, но за его словами угадывается и истинный смысл. Мы видим талантливого сапожника, умелого мастера экипажей, каких и в Петербурге нет. Талантливость, трудолюбие простого русского человека, его физическую силу и выносливость признают и чиновники города: «Пошли его хоть в Камчатку, да дай только рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Много в поэме и проникновенных слов об удали, ловкости, живом и бойком уме народа, меткости, выразительности народного слова.
В. Г. Белинский считал, что «Гоголь — великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России». Н. Г. Чернышевский отмечал, что Гоголю принадлежит заслуга «прочного введения в русскую изящную литературу сатирического — или, как справедливее будет называть его, критического направления».