НАЕДИНЕ С КАРТИНОЙ
Великий итальянский художник и архитектор, один из известнейших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, Рафаэль Санти родился в г. Урбино.
Начальное художественное образование получил у своего отца — художника Дж. Санти. Позднее Рафаэль работал у Перуджино, с 1504 г. — во Флоренции, а с 1508 г. — в Риме.
Гуманистические, жизнеутверждающие работы Рафаэля наполнены лиризмом, отличаются классической гармонической композицией и необычайно тонким колоритом. Наиболее часто Рафаэль обращался к изображению женщины-матери («Мадонна Конестабиле», «Мадонна-садовница», «Мадонна Альба»).
Самой известной его картиной является «Сикстинская мадонна» (1515-1519 гг.), которую художник написал как алтарный образ для церкви при монастыре св. Сикста в г. Пьяченца. Это один из лучших образов мадонны в мировом искусстве. С непревзойденным мастерством передал Рафаэль материнские чувства к сыну человеческому, тревогу о его будущем.
Легкий ветерок надувает покрывало, отбрасывая край синего плаща мадонны.
Удивительное небо, в котором клубятся облачка и веселятся невинные души детей-ангелочков, окружает фигуру мадонны. Вот-вот это небо заполнит пространство, в котором мы стоим, потому что занавес раздвинулся. С бесконечным умилением и восхищением смотрит в лицо мадонны пожилой человек в парадном папском одеянии — святой Сикст. Склонилась, прижав руки к сердцу и опустив глаза, прекрасная Варвара. Приближается к зрителю, не идет — плывет по воздуху мадонна с ребенком. Мальчик смотрит с укором, а мать — с готовностью понять и все простить.
На мой взгляд, «Сикстинская мадонна» силой своего влияния на зрителя превосходит всех других мадонн, написанных волшебной кистью Рафаэля. Он создал картину, достойную мудрого философа-человеколюба.