В. И. СУРИКОВ. ПОРТРЕТ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ СУРИКОВОЙ
С моей точки зрения, главная заслуга автора этого портрета в том, что он нашел образ «девочки-вишенки» (сочетание больших темных глаз и вишневого платья невольно подсказывает такое сравнение), создал атмосферу «детского детства». Оля стоит у белой кафельной печки и держит в руках куклу. На девочке красное платье с белым ажурным воротничком. Суриков бесконечно усложнил себе задачу: белое на белом (воротник на фоне кафеля), красное на красном (бант на платье), созвучие черного (на темном металлическом листе — черная туфелька с черным бантом).
Три основных преобладающих цвета — красный, черный и белый — вполне могли бы утяжелить весь портрет, но умелая цветовая оркестровка приводит к совершенно иному психологическому настрою.
И все-таки основная заслуга портрета не в техническом совершенстве, а в удачном живописном воплощении сердечной распахнутости. Созданию задушевной атмосферы способствует многое: доверчивость жеста пухлой ладошки, мягко прикоснувшейся к теплой поверхности, легкая полуулыбка, затаившаяся в уголках твердо очерченного рта, а также прозорливо угаданный веселый и пылкий нрав дочери (я читала, что отец придумал ей прозвище Паровичок). Здесь ощущается светлый мир ребенка, который пытался передать художник.