Народная жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» чрезвычайно широко охватывает народную жизнь пореформенной Руси. Некрасов пытается найти ответ на мучавший его вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
Форма путешествия в поисках счастливого человека давала возможность создать панораму крестьянской Руси, изобразить все социальные слои, показать пеструю действительность российской жизни после реформы 1861 г.
О положении народа красноречиво говорят названия мест, из которых идут крестьяне-правдоискатели. Они «временнообязанные» «Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорожней волости из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки тож». Социальный смысл названий заостряет внимание на бедственном положении народа, счастье которого «дырявое, с заплатами, кровавое с мозолями». Среди крестьян правдоискатели и не пытаются найти счастливого. Жизнь дореформенной Руси обрисована в песнях «Барщинная», «Голодная», «Солдатская», «Веселая», «Соленая». Ее олицетворением становится мужик Калинушка, у которого
С лаптя до ворота Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот,
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый Еле Калина бредет.
Но и послереформенная действительность ненамного лучше: те же голод, нищета, изнурительный труд, произвол властей.
Некрасов показывает, что даже в таких условиях сохраняются лучшие народные качества — трудолюбие, сострадание и сочувствие к другим, стойкость, ненависть к рабству.
Поэт рисует несколько типов крестьян, включающих все многообразие отдельных характеров. Прежде всего это те, кто способен задумываться над своим положением, задавать вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» В них уже разбужена мысль, заставляющая доискиваться истины. Это семеро мужиков-правдоискателей, которые вначале понимали счастье как «покой, богатство, честь». Однако эти критерии ставятся под сомнение с появлением Якима Нагого. Он понял, кому достаются плоды крестьянского труда; понял и то, что не деньги приносят счастье — во время пожара он спасает не целковые, скопленные за долгие годы, а «картиночки» — духовную ценность.
Еще один тип крестьян — борцы за народ. Таковы Савелий — богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр.
Савелий — стихийный народный бунтарь, оправдывающий бунт крестьянской философией: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть». Савелия не сломили ни каторга, ни жизненные лишения. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Его слова «Наддай!» звучат призывом к борьбе против угнетателей.
Ермил Гирин своей жизнью опровергает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей. Он был старостой, имел все, что надо для счастья: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но защищая народные права, он попадает в острог. Меняется идеал счастья в сознании крестьян:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!
В сказе «О двух великих грешниках» разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского, издевавшегося над народом. В этом сказе звучал призыв к открытой борьбе с царизмом.
Некрасов, создавая образы крестьян-борцов, подчеркивает стихийность их борьбы как ответ на притеснения помещиками. Но поэт отмечает тенденцию народной жизни — пробуждение сознания крестьян.
В поэме большое место занимает образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны. История ее жизни типична — она отдельными штрихами, эпизодами рассредоточена в стихах Некрасова. В Матрене Тимофеевне «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой». Но эта женщина сохранила достоинство, не превратилась в бессловесную рабыню. На любую несправедливость она отвечает действием, находит выход из самых драматических ситуаций. В ней растет протест: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу».
Идеи борьбы зреют не только в отдельных героях, но и в массах, и переходят в бунты:
… иногда пройдет Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь!
Некрасов не идеализировал русское крестьянство. Он показывает, что среди крестьян есть и пьяницы, и лодыри, и бессловесные рабы. Но особенно возмущает поэта холопство, добровольное рабство. С негодованием он рисует образы «счастливого» «холопа примерного Якова верного», чувствительного холуя И пата.
Встречи с разными людьми изменяют представления крестьян- правдоискателей о счастье. Происходит постепенное духовное раскрепощение крестьян. В главе «Пир на весь мир» появляется образ «народного заступника» Гриши Добросклонова, интеллигента-разночинца, революционера, знающего, в чем состоит его счастье: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего». Гриша не боится за «честное дело» пойти на испытания. Он видит пробуждение народа и это наполняет его радостью:
Рать подымается Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Мужики прислушиваются к Грише, но последнюю песню «Русь» они не слышат, иначе
Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Образом Гриши Добросклонова Некрасов отвечал на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»
Дополнительная литература.
Аникин В.П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1973. Бойко М.И. Лирика Некрасова. М., 1977.
Розанова И.А. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Комментарий. Л., 1970.