ОБРАЗ КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ КУРАГИНА (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
В романе Л. Толстого «Война и мир» действует более пятисот героев. Но никто из них не вызывает у читателя такого презрения, возмущения и негодования, как отец и дети Курагины. «Подлая, бессердечная порода» — такую характеристику семейству Курагиных дает Пьер Безухов.
Образ отца семейства — князя Василия Курагина — олицетворяет собой тип предприимчивых карьеристов и стяжателей. Предприимчивость и стяжательство становятся едва ли не основными чертами характера этого героя.
С князем Василием мы встречаемся на первой же странице романа. Несмотря на приглашение к английскому посланнику, он первым приехал в салон мадам Шерер, потому что убежден, что «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез». Кроме того, у него были личные мотивы для посещения.
И эти детали, и последующий разговор с Анной Павловной открывают читателю многие черты характера князя Василия. Не случайно и то, что Л. Толстой не дает подробного описания внешности своего героя, а находит более существенный способ его представления. Он изображает князя Василия «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица» и отмечает, что князь «говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку».
Л. Толстой обращает внимание и на такую особенность своего героя: «Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы». Акцент писателя на мундире, голосе и манере разговора наводит на мысль о том, что князь Василий — опытный великосветский сплетник. Он совершенно равнодушен к тем, кто находится рядом с ним, если это не сулит никаких выгод. Например, в разговоре князя с Анной Павловной в его голосе «из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка». В сцене с княгиней Друбецкой он старался держаться отстраненно, но все же «почувствовал, однако, после ее нового призыва, что-то вроде укора совести».
Есть в образе князя Василия Курагина и еще одна отличительная особенность. Как говорит Л. Толстой, его герой всегда руководствуется инстинктом светскости. «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо было и можно было пользоваться людьми». А если подобными способностями наделен такой «важный и чиновный» человек, как князь Василий, то он может добиться многого в том обществе, где поиски малейших выгод служат единственным отношением между людьми.
На первый взгляд, князь Василий — энергичный и неуязвимый эгоист. Но оказывается, что и у него есть слабое место — его дети. И Анна Павловна, желая «щелкануть князя», заводит разговор о них: «Знаете, я недовольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказано (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говорили у ее величества и жалеют вас…» Князь Василий вынужденно признается: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дурни. Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокойный. Вот одно различие». На это признание Анна Павловна не без колкости говорит: «И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас».
Ловким расчетливым интриганом выступает князь Василий в истории с завещанием старого графа Безухова. Он пытается уничтожить бумаги старого графа руками княжон. Но когда ему это не удается, он почти насильно женит Пьера на своей дочери Элен. Он также пытается женить своего беспутного сына Анатоля на княжне Марье, но этим планам не суждено было осуществиться.
Недалеким лицемером выставляет себя князь Василий при обсуждении кандидатуры главнокомандующего в салоне Шерер. Он говорит о Кутузове: «Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов!.. Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой!» Но вскоре именно Кутузова назначают главнокомандующим, и князь Василий с легкостью меняет свое мнение о нем: «Ну-с, вы знаете великую новость? Кутузов — фельдмаршал. Наконец, вот этот человек». А когда ему напоминают его прежние суждения, он спокойно отвечает: «Э, вздор, он достаточно видит, поверьте. И чему я рад, это то, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем, — власть, которой никогда не было ни у какого главнокомандующего. Это другой самодержец».
Образ князя Василия — бессердечного эгоиста, лицемерного интригана и карьериста — олицетворение тех людей, которые не способны на простые человеческие чувства. (Лишь однажды князь Василий проявляет их — в момент смерти старого графа Безухова «в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем». Но оказывается, что и они продиктованы эгоизмом князя Василия. Он не соболезнует Пьеру, не горюет по поводу кончины старого графа, а думает исключительно о себе: «Мне шестой десяток, мой друг… Все кончится смертью, все. Смерть ужасна».) Поэтому писатель приводит князя Василия на суд Божий, согласно которому «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».