ОБРАЗ БУДУЩЕГО ДЕКАБРИСТА НИКОЛЕНЬКИ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
Первоначальный замысел Л. Толстого при написании романа, который сегодня известен под названием «Война и мир», состоял в том, чтобы воссоздать полувековую историю России — от начала 19 века до 1856 года, когда были амнистированы бывшие декабристы. Но позже писатель внес существенные изменения в свои планы и сосредоточил внимание на событиях начала столетия. Лишь в эпилоге он намекает, что за 1812 годом непременно последует 14 декабря 1825 года — восстание на Сенатской площади. Здесь же Л. Толстой называет тех, кто непременно будет среди участников дворянского выступления — Пьер Безухов и Николенька Болконский.
Николенька Болконский — третье поколение князей Болконских, представленное автором на страницах романа. И совсем не случайно по первоначальному замыслу Л. Толстого первая глава романа под названием «Генерал-аншеф» должна была рассказать о старом князе Николае Андреевиче Болконском и о том, как его «обошли» за «строптивость» характера.
И старый князь Болконский, и его сын князь Андрей — истинные патриоты, беззаветно и бескорыстно служащие родине. Старый князь придерживается принципа, что «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть две добродетели: деятельность и ум». Характеризуя его, Анна Павловна Шерер говорит князю Василию: «Знаете, этот известный князь Болконский, отставленный еще при покойном императоре и прозванный прусским королем. Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый».
Истинный патриотизм и беззаветное служение родине становятся определяющими в жизни старого князя Болконского после назначения его главнокомандующим по ополчению. Он, «несмотря на старческую слабость… не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его».
В изображении князей Болконских Л. Толстой следует библейскому постулату: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые… Не может дерево доброе приносить плоды худые». Бескорыстен в своем служении родине старый князь; не гонится за чинами и наградами его сын князь Андрей; можно не сомневаться, что и самый младший представитель Болконских станет истинным патриотом России.
Жизнь сложилась так, что Николенька Болконский не знал своей родной матери. Не помнит он и отца, у смертного одра которого стоял семилетним мальчиком. В последние дни и минуты своей жизни князь Андрей думает: «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека… Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог. Но как же Бог предписал этот закон? Почему сын?..»
На этом вопросе Л. Толстой обрывает размышление князя Андрея. И в этом заключен глубокий смысл. Именно Николенька Болконский должен стать продолжателем дела отца, будущим декабристом. Его князь Андрей должен послать к людям, как некогда Отец небесный послал на землю своего Сына. В библейской традиции предтечей Сына является Иоанн Креститель. Если подобная параллель уместна, то учителем Николеньки, его предтечей, становится Пьер Безухов. Л. Толстой так говорит об этом: «Николенька, который был теперь пятнадцатилетний худой, с вьющимися русыми волосами и прекрасными глазами, болезненный, умный мальчик, радовался потому, что дядя Пьер, как он называл его, был предметом его восхищения и страстной любви. Никто не внушал Николеньке особенной любви к Пьеру, и он только изредка видал его. Воспитательница его, графиня Марья, все силы употребляла, чтобы заставить Николеньку любить ее мужа так же, как она его любила, и Николенька любил дядю; но любил с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер. В присутствии Пьера на его лице всегда было радостное сияние, и он краснел и задыхался, когда Пьер обращался к нему».
Когда между взрослыми заходит оживленный разговор об общественном настроении в столице и Пьер возмущается аракчеевщиной, а Николай Ростов высказывает полное несогласие с ним, «забытый всеми мальчик с тонкой шеей» Николенька Болконский «радостно-восторженно смотрел на Пьера». И «всякое слово Пьера жгло его сердце».
Л. Толстой заканчивает роман «Война и мир» символическим сном, который видит Николенька Болконский. Ему снится, будто он с дядей Пьером идут «впереди огромного войска», которое по приказу Аракчеева пытается остановить Николай Ростов. Во сне он видит отца, чувствует его одобрение. Он готов к подвигу и уверенно думает: «Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною».