ОБРАЗ КУТУЗОВА (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
Л. Толстой, анализируя позиции и оценки русских историков своего времени, писал, что для них Наполеон, это ничтожнейшее орудие истории, никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, есть «предмет восхищения и восторга». Кутузов же, человек, который от начала до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменил себе, пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, является для них чем-то «неопределенным и жалким».
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель достойную и более совпадающую с волею народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 12-м году». Так писал великий русский писатель о великом русском полководце — Л. Толстой о М. Кутузове в последней части последнего тома романа «Война и мир».
Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться чувством солидарности, единения с народом. Поэтому из всех исторических лиц произведения автор лишь Кутузова называет истинно великим человеком. Л. Толстой поднимает образ полководца на «высшую человеческую высоту». Он называет его «представителем народной войны» и «представителем русского народа». Эта характеристика основана на многих посылках. Л. Толстой, например, указывает, что «единомыслие и общее одобрение… сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие». На этом посту русский полководец долго откладывал решающее сражение. И автор видит причину такого поведения Кутузова в том, что «требование народного сражения еще недостаточно сильно высказалось».
Образ Кутузова, созданный Л. Толстым, наделен качествами харизматического лидера. Он обладает авторитетом, который основан на исключительных качествах личности русского полководца — мудрости, героизме, «святости». При встречах с солдатами Кутузов умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и «стариковское добродушное ругательство». Вспомним хотя бы сцену, когда после смотра войск под Браунау русские солдаты делятся впечатлениями о нем. Один говорит: «Как же, сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?» Второй отвечает: «А то нет! Вовсе кривой». На это следует ответ: «Не… брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки все оглядел…»
В 1812 году скрытая «теплота патриотизма», чувство любви к родине, удесятеренное нависшей над ней опасностью, «лежало в душе каждого солдата», как и в душе их главнокомандующего. Описывая Бородинскую битву, Л. Толстой говорит, что Кутузов «знал и старческим умом понимал, …что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, …а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Например, получив известие о пленении маршала Мюрата, он говорит, что еще рано радоваться, но вместе с тем «послал адъютанта проехать по войскам с этим известием».
С той же целью поддержания духа армии, который, по мысли Кутузова, составляет «главный нерв войны», в конце дня Бородинской битвы он приказывает написать и зачитать в войсках приказ о завтрашнем наступлении. Л. Толстой замечает, что «далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи…; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало… из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как в душе каждого русского человека». И когда простые солдаты услышали то, что хотели услышать и «чему хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись».
Присутствие чувства глубокого патриотизма в Кутузове подчеркивается не только в авторских словах, но и в словах главных героев. Так, князь Андрей после встречи и разговора с Кутузовым перед Бородинской битвой обретает спокойствие и душевное равновесие. Он размышляет о Кутузове: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит… А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский».
Описывая состояние главнокомандующего перед началом совета в Филях, Л. Толстой говорит, что Кутузов «был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избран главнокомандующим». Исход Бородинской битвы показал Кутузову, что Москва должна быть оставлена ради спасения русской армии, ради выигрыша войны и ради спасения России. И после долгих и мучительных размышлений он взял на себя ответственность за то, что оставил Москву без боя.
И приказ об оставлении Москвы и другие свои действия Кутузов подчиняет одной цели — одержанию победы над врагом во что бы то ни стало! Не случайно он часто повторяет одну и ту же фразу: «Я заставлю их есть лошадиное мясо».
Л. Толстой говорит о Кутузове, что «действия его, все, без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска». И лишь когда эти цели были достигнуты, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Отвечая на свой же вопрос: «Но каким образом тогда этот старый человек, один в противность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?», Л. Толстой говорит: «Он смог это сделать, потому что в нем жило народное чувство, роднившее его со всеми истинными защитниками родины». Во всех деяниях Кутузова лежало народное и потому истинно великое и непобедимое начало.
Образ Кутузова в романе «Война и мир» Л. Толстого — это образ великого патриота. Получив пост главнокомандующего, Кутузов употребляет свою неограниченную власть не для удовлетворения каких-то своих эгоистических целей, а для бескорыстного служения родине и русскому народу. И с этой точки зрения он на все времена остается примером для тех, кто, получая власть из рук народа, от имени этого же народа начинает решать свои личные, узко эгоистические интересы.