Сочинение на тему: ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

В своих произведениях Л. Толстой создал целую галерею замечательных женских образов. И одним из основных в этом ряду является образ Наташи Росто­вой из романа «Война и мир».

Наташу Ростову любят все — и действующие лица, и читатели, и сам автор. В чем же заключается секрет ее необыкновенного обаяния? Впервые выводя на сце­ну свою 13-летнюю героиню в день ее именин, Толстой сопровождает ее появление перед нами описанием да­леко не самой обаятельной внешности: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с свои­ми детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не де­вушка». Когда же Наташа заговорила, автор счел нуж­ным дать следующее пояснение: «Голос девочки был поразительно гибок и изменчив, как и вся ее наруж­ность. Все, что она делала, казалось так и должно было быть и было кстати».

Наверное, в последних словах и скрыт ключ к верно­му пониманию ее образа, к характеристике ее внутрен­него мира. Именно на мотиве необыкновенной подвижно­сти, изменчивости натуры Наташи, которые соединены с врожденной грациозностью, строится пленительный образ «волшебницы», как называет ее влюбленный гусар Василий Денисов. Этот мотив остается ведущим и опре­деляющим в образе Наташи Ростовой на протяжении всего произведения.

В сценах романа, где перед нами появляется Ната­ша Ростова, автор неоднократно обращает наше внима­ние на улыбку своей героини. Ведь улыбка Наташи — это одна из самых заметных и примечательных черт в ее облике. Можно даже сказать, что Наташа облада­ла «говорящей» улыбкой. Например, встретив Наташу после окончания войны, Пьер не узнает ее — так за­метно она изменилась. Казалось, что навсегда исчезли и тот блеск, и тот свет, которые излучали ее большие глаза. Но когда она узнала Пьера и «улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа…».

Блеск и свет больших глаз Наташи, интонации ее гибкого, звучного голоса и «говорящие» улыбки часто выражали больше, чем сказанные или написанные ею слова. Даже за написание послания князю Андрею, ко­торый отправился с русской армией в заграничный по­ход, она берется с большой неохотой. И не потому, что ей лень или не о чем было написать. Просто Наташа «не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она при­выкла выражать голосом, улыбкой, взглядом».

В одном месте Л. Толстой отмечает, что его героиня не очень сильна в грамматике. Поэтому черновики сво­их писем к князю Андрею Наташа относила к матери для исправления орфографических ошибок. Но дело было не только в ошибках. Обстановка в доме Ростовых, то есть та атмосфера, в которой проходило воспитание детей, способствовали тому, что между родителями и детьми устанавливались прочные доверительные от­ношения. Как раз такие отношения между Наташей и ее матерью и подчеркивает автор эпизодом с провер­кой орфографических ошибок. Это также говорит об от­крытом и доверчивом характере Наташи.

Однажды Пьер сказал, что Наташа «не удостаивает быть умной», имея в виду, что у нее чувства нередко бе­рут верх над рассудком. Однако это не мешает героине обладать редкой проницательностью. Л. Толстой гово­рит, что «она на лету ловила еще невысказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тай­ный смысл всей душевной работы Пьера». Кроме того, Наташа Ростова обладает редкой способностью разби­раться в людях, «чувствовать оттенки интонаций, взгля­дов и выражений лиц…». Она с удивительной точностью разгадывает характеры и своего брата Николая, и Пьера, и гусара Денисова, и дуэлянта Долохова, и Друбецкого и многих других. Например, дуэлянт Долохов ставит пе­ред собой цель расположить к себе Ростовых. И он доби­вается того, что понравился всем, кроме Наташи. В спо­ре со старшим братом о Долохове она категорично заяв­ляет: «Нечего мне понимать, он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он кутила, и все, а я все-таки его люблю, стало быть я понимаю».

Трудные нравственные и душевные испытания вы­падают на долю главной героини романа тогда, когда она увлекается Анатолем Курагиным, отказывает свое­му жениху Андрею Болконскому, тем самым едва не погубив себя. Даже Л. Толстой признает, что «это са­мое трудное место и узел всего романа». К созданию этого «узла» имеет непосредственное отношение «под­лая, бессердечная порода» Курагиных, как называет эту семью Пьер, а в его «распутывании» участвуют Ростовы, Болконские, Безуховы.

Развязка совпадает с окончанием мирного периода

жизни главных героев. Как страшное знамение, встре­чают они появление кометы 1812 г., которая «предве­щала, как говорили, всякие ужасы и конец света». И только Пьер смотрел на комету как на счастливый знак. Он не просто помог Наташе справиться с ее горем и позором. В нем зародилось чувство умиления и люб­ви. Поэтому ему «казалось, что эта звезда вполне отве­чала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

В канун войны 1812 г. Наташа пережила черные дни. Она представляла, что жизнь ее окончена, что «то состояние свободы и открытости для всех радостей ни­когда уже не возвратится больше». Душевная болезнь Наташи взволновала ее близких, потерявших всякую надежду на ее выздоровление.

Однако постепенно Наташа стала освобождаться от угнетавшей ее душевной тяжести. Она переносит свое внимание на несчастья и страдания других людей, близ­ко к сердцу принимает народное бедствие, вызванное вторжением французов в Россию. Свой первый патрио­тический поступок Наташа совершает в тот момент, ког­да заставляет сбросить с подвод упакованное семейное имущество и отдать подводы для раненых. Старый князь Ростов гордится поступком дочери и говорит: «Яйца… яйца курицу учат…»

Поистине самоотверженную любовь проявляет На­таша тогда, когда начинает ухаживать за умирающим князем Андреем. И она с необыкновенной стойкостью встречает его кончину.

В эпилоге романа Наташа — любящая и преданная — жена Пьера Безухова, мать четырех детей. Некоторые литературные критики утверждают, что тем самым Л. Толстой принизил тот возвышенный образ, который был выведен им в начале произведения. Но ведь еще в юности Наташа ощутила, какими узкими пределами ограничена жизнь женщины ее круга, поняла, какими неравными правами и возможностями обладают муж­чины и женщины. И лишь став женой Пьера, Наташа перестала испытывать чувство подобной ущемленности. Характеризуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины… а… настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и вса­сывания в себя всего лучшего, что только есть в прояв­лениях мужчины».

Особенность и неповторимость образа Наташи Росто­вой заключается в том, что главная героиня романа «Война и мир» была свободна от «общего светского отпе­чатка» с его неискренностью, манерностью и искусствен­ностью. Князь Андрей увидел в Наташе «поэтическую, переполненную жизнью, прелестную девушку», оценил в ней несхожесть с большинством ее сверстниц.

Наташа Ростова была воспитана в семье, которая сохраняла давнюю привязанность к традициям и обы­чаям самобытной русской жизни, знающей быт и нра­вы патриархальной народной среды. Именно поэтому Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком рус­ском человеке». По складу своего характера, по образу мыслей, по чувствам, привычкам и поведению Наташа Ростова — глубоко русский человек. Когда она увле­ченно танцует на пирушке у дядюшки, Л. Толстой за­мечает: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, вос­питанная эмигранткой француженкой, этот дух, отку­да взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, ко­торых и ждал от нее дядюшка».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.