ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
В своих произведениях Л. Толстой создал целую галерею замечательных женских образов. И одним из основных в этом ряду является образ Наташи Ростовой из романа «Война и мир».
Наташу Ростову любят все — и действующие лица, и читатели, и сам автор. В чем же заключается секрет ее необыкновенного обаяния? Впервые выводя на сцену свою 13-летнюю героиню в день ее именин, Толстой сопровождает ее появление перед нами описанием далеко не самой обаятельной внешности: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Когда же Наташа заговорила, автор счел нужным дать следующее пояснение: «Голос девочки был поразительно гибок и изменчив, как и вся ее наружность. Все, что она делала, казалось так и должно было быть и было кстати».
Наверное, в последних словах и скрыт ключ к верному пониманию ее образа, к характеристике ее внутреннего мира. Именно на мотиве необыкновенной подвижности, изменчивости натуры Наташи, которые соединены с врожденной грациозностью, строится пленительный образ «волшебницы», как называет ее влюбленный гусар Василий Денисов. Этот мотив остается ведущим и определяющим в образе Наташи Ростовой на протяжении всего произведения.
В сценах романа, где перед нами появляется Наташа Ростова, автор неоднократно обращает наше внимание на улыбку своей героини. Ведь улыбка Наташи — это одна из самых заметных и примечательных черт в ее облике. Можно даже сказать, что Наташа обладала «говорящей» улыбкой. Например, встретив Наташу после окончания войны, Пьер не узнает ее — так заметно она изменилась. Казалось, что навсегда исчезли и тот блеск, и тот свет, которые излучали ее большие глаза. Но когда она узнала Пьера и «улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа…».
Блеск и свет больших глаз Наташи, интонации ее гибкого, звучного голоса и «говорящие» улыбки часто выражали больше, чем сказанные или написанные ею слова. Даже за написание послания князю Андрею, который отправился с русской армией в заграничный поход, она берется с большой неохотой. И не потому, что ей лень или не о чем было написать. Просто Наташа «не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой, взглядом».
В одном месте Л. Толстой отмечает, что его героиня не очень сильна в грамматике. Поэтому черновики своих писем к князю Андрею Наташа относила к матери для исправления орфографических ошибок. Но дело было не только в ошибках. Обстановка в доме Ростовых, то есть та атмосфера, в которой проходило воспитание детей, способствовали тому, что между родителями и детьми устанавливались прочные доверительные отношения. Как раз такие отношения между Наташей и ее матерью и подчеркивает автор эпизодом с проверкой орфографических ошибок. Это также говорит об открытом и доверчивом характере Наташи.
Однажды Пьер сказал, что Наташа «не удостаивает быть умной», имея в виду, что у нее чувства нередко берут верх над рассудком. Однако это не мешает героине обладать редкой проницательностью. Л. Толстой говорит, что «она на лету ловила еще невысказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера». Кроме того, Наташа Ростова обладает редкой способностью разбираться в людях, «чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц…». Она с удивительной точностью разгадывает характеры и своего брата Николая, и Пьера, и гусара Денисова, и дуэлянта Долохова, и Друбецкого и многих других. Например, дуэлянт Долохов ставит перед собой цель расположить к себе Ростовых. И он добивается того, что понравился всем, кроме Наташи. В споре со старшим братом о Долохове она категорично заявляет: «Нечего мне понимать, он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он кутила, и все, а я все-таки его люблю, стало быть я понимаю».
Трудные нравственные и душевные испытания выпадают на долю главной героини романа тогда, когда она увлекается Анатолем Курагиным, отказывает своему жениху Андрею Болконскому, тем самым едва не погубив себя. Даже Л. Толстой признает, что «это самое трудное место и узел всего романа». К созданию этого «узла» имеет непосредственное отношение «подлая, бессердечная порода» Курагиных, как называет эту семью Пьер, а в его «распутывании» участвуют Ростовы, Болконские, Безуховы.
Развязка совпадает с окончанием мирного периода
жизни главных героев. Как страшное знамение, встречают они появление кометы 1812 г., которая «предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света». И только Пьер смотрел на комету как на счастливый знак. Он не просто помог Наташе справиться с ее горем и позором. В нем зародилось чувство умиления и любви. Поэтому ему «казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».
В канун войны 1812 г. Наташа пережила черные дни. Она представляла, что жизнь ее окончена, что «то состояние свободы и открытости для всех радостей никогда уже не возвратится больше». Душевная болезнь Наташи взволновала ее близких, потерявших всякую надежду на ее выздоровление.
Однако постепенно Наташа стала освобождаться от угнетавшей ее душевной тяжести. Она переносит свое внимание на несчастья и страдания других людей, близко к сердцу принимает народное бедствие, вызванное вторжением французов в Россию. Свой первый патриотический поступок Наташа совершает в тот момент, когда заставляет сбросить с подвод упакованное семейное имущество и отдать подводы для раненых. Старый князь Ростов гордится поступком дочери и говорит: «Яйца… яйца курицу учат…»
Поистине самоотверженную любовь проявляет Наташа тогда, когда начинает ухаживать за умирающим князем Андреем. И она с необыкновенной стойкостью встречает его кончину.
В эпилоге романа Наташа — любящая и преданная — жена Пьера Безухова, мать четырех детей. Некоторые литературные критики утверждают, что тем самым Л. Толстой принизил тот возвышенный образ, который был выведен им в начале произведения. Но ведь еще в юности Наташа ощутила, какими узкими пределами ограничена жизнь женщины ее круга, поняла, какими неравными правами и возможностями обладают мужчины и женщины. И лишь став женой Пьера, Наташа перестала испытывать чувство подобной ущемленности. Характеризуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины… а… настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины».
Особенность и неповторимость образа Наташи Ростовой заключается в том, что главная героиня романа «Война и мир» была свободна от «общего светского отпечатка» с его неискренностью, манерностью и искусственностью. Князь Андрей увидел в Наташе «поэтическую, переполненную жизнью, прелестную девушку», оценил в ней несхожесть с большинством ее сверстниц.
Наташа Ростова была воспитана в семье, которая сохраняла давнюю привязанность к традициям и обычаям самобытной русской жизни, знающей быт и нравы патриархальной народной среды. Именно поэтому Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». По складу своего характера, по образу мыслей, по чувствам, привычкам и поведению Наташа Ростова — глубоко русский человек. Когда она увлеченно танцует на пирушке у дядюшки, Л. Толстой замечает: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».