ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
В романе «Война и мир» Л. Толстого представлена целая галерея образов участников описываемых событий. Одни из них создают контраст с основными персонажами произведения, другие существуют и действуют параллельно с главными героями, выстраивая как бы альтернативную линию поведения.
Одним из них является образ Николая Ростова. Он представляет возможный жизненный путь князя Андрея Болконского. Впервые мы видим Николая в юношеском возрасте. Это был «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность».
Тогда он очень «подходил» к своей семье. Николай безраздельно отдавался всем радостям жизни в старом уютном доме Ростовых и в имении в Отрадном. Для понимания характера Николая в то время показательна сцена его ответов отцу по поводу военной службы. Когда отец говорит княгине Карагиной, что сын из дружбы вслед за Борисом решил поступить на военную службу, Николай, «вспыхнув и отговариваясь, как будто от постыдного наклепа», заметил: «Совсем не из дружбы. Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе… я уж говорил вам, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую».
Честный, правдивый и принципиальный романтик, Николай Ростов попадает на службу в гусарский полк. Как всякий военный, он мечтает о подвиге — во имя славы русского оружия, во имя императора, которого он обожает и боготворит. Он строит планы, в своих романтических мечтаниях витает в облаках. Он и не замечает, как военная обыденность и серо-кровавая правда войны постепенно убивают в нем «души прекрасные порывы». Сначала происходит совершенно бытовая сцена — воровство денег у друга Денисова их же сослуживцем Телятиным. Николай Ростов уличил вора. Как честный и принципиальный человек, он доложил об этом командиру, но в результате поссорился с командиром, и офицеры полка потребовали от Ростова извиниться перед Богданычем (полковым командиром Карлом Богдановичем Шубертом).
Ростов категорически отказывается извиняться. Он и здесь, как в разговоре с отцом, подчеркивает, что он «не дипломат» и поясняет: «Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей». Однако выясняется, Что и в армии нужно иметь дипломатическое умение. Это становится понятно Ростову из слов штаб-ротмистра Кирстена: «Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк?.. Так, что ли, по-вашему? А по-нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из-за фанаберии какой-то не хотите извиниться, а хотите все рассказать… Какой бы там ни был Богданыч, а все честный и храбрый старый полковник; так вам обидно, а замарать полк вам ничего! Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «Между павлоградскими офицерами воры!» А нам не все равно».
Так Николай Ростов получил первый в своей жизни урок той дипломатии, которой старался избегать. Из последующих событий мы узнаем, что и подвиг совершить ему также не удается. Вместо подвига — нечаянное падение с лошади и вывих руки. При встрече с Бергом и Борисом он составляет явный контраст: «на нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля», а они были «чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой, отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы».
Когда Борис просит его «рассказать о том, как и где он получил рану», именно на друзьях он испытывает свой первый жизненный урок: «Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать… но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел на неправду».
Теперь Николай Ростов делает и поступает так, как и другие. Это становится главной чертой его характера. Например, когда офицеры ставят под сомнение правильность действий императора в дни заключения Тильзитского мира, он говорит: «Не нам судить. А то, коли бы мы стали обо всем судить и рассуждать, так этак ничего святого не останется… Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все…» И в других ситуациях он не утруждает себя размышлениями: «Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что думать нечего, что на это есть Кутузов и другие…» В одной из последних сцен романа Наташа в разговоре с Пьером дает такую же характеристику своему брату: «У Николеньки есть эта слабость, что, если что не принято всеми, он ни за что не согласится».
В мирной жизни Николай Ростов следует тем же правилам поведения, что и на войне: «Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим, точно так же и теперь, после короткой, но искренней борьбы между попыткой устроить свою жизнь по своему разуму и смиренным подчинением обстоятельствам, он выбрал последнее и представил себя той власти, которая его (он это чувствовал) непреодолимо влекла куда-то».
Николай Ростов становится взрослее, и в его характере все более проступают отрицательные черты «ростовской породы». В конце концов он превращается не просто в недалекого и посредственного человека, а в воинствующую посредственность.
За свои заблуждения Николай Ростов платит дорогую цену: он теряет любовь сестры и уважение Пьера. Он оказывается оторванным от тех сил, которые олицетворяют будущую Россию. События и героев романа «Война и мир» можно понять при сопоставлении их отношения к Отечественной войне 1812 г. Все герои романа получают нравственную оценку Л. Толстого в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Поэтому совсем не случайно писатель лишает заслуженного кадрового офицера Николая Ростова права участвовать в Бородинской битве, заменяет ее сценой подавления бунта мужиков в имении Болконских.
Сцена оказывается глубоко символичной для понимания образа Николая Ростова. В конце романа Николай Ростов в запале спора с Пьером не просто говорит, а предупреждает: «Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты говоришь, что присяга — условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь».