ОБРАЗ ПАРТИЗАНА ТИХОНА ЩЕРБАТОГО (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
Многие страницы романа «Война и мир» Л. Толстой посвятил философским размышлениям по поводу важных исторических вопросов. Он приходит к выводу, что содержание исторического процесса составляет движение народных масс, их действия, их могучая, неостановимая сила. Именно в этом выводе проявился гений писателя, который одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизанской войны и раскрыл их истинный смысл и значение.
В действиях партизанских отрядов в Отечественную войну 1812 года Л. Толстой увидел высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила само представление о войне: со времени пожара Смоленска, пишет Толстой, началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжения городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это было отступления от правил.
«Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие, конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший за месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».
Но в основной своей массе армия партизан состояла из сотен и тысяч безымянных русских мужиков, простых крестьян. Они вступали в борьбу с захватчиками не ради славы и наград, а из врожденного чувства патриотизма. Они защищали свои семьи, своих родных и близких, себя.
Тихон Щербатый в романе — один из представителей этой безымянной и многочисленной армии русских мужиков. Изрытое оспой и морщинами лицо Тихона с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем.
Тихон Щербатый оказывается одним из самых нужных людей в партизанском отряде Денисова. Писатель рассказывает, каким образом Тихон оказался в отряде: «Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что миродеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества».
Не вполне понимая смысл высокопарной речи Денисова, Тихон в ответ говорит с робостью и смущением, словно оправдываясь: «Мы французам худого не делаем. Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…»
На следующий день Денисов и думать забыл о мужике, но ему доложили, что он пристал к отряду и просился, чтобы его оставили.
В партизанском отряде Тихон оказался самым нужным и самым полезным бойцом. Л. Толстой говорит, что в отряде Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Писатель поясняет и причину подобной исключительности: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона».
Л. Толстой с любовью описывает подвиги русского мужика. Он явно восхищается ловкостью, сметливостью, силой и необычайной смелостью Тихона Щербатого. Когда мы читаем рассказ Тихона о его похождениях во вражеском тылу и узнаем о том, как он поступил с пленным французом, становится понятным, почему Л. Толстой говорит: «И благо тому народу… который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».