ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
Образ Пьера Безухова был задуман Л. Толстым как контрастный образу Андрея Болконского. Пьер всегда хотел сделать что-то полезное, стоящее, а князь Андрей «с первой молодости считал свою жизнь конченою» и говорил, что ни во что не желает вмешиваться. Несмотря на это, князь Андрей «с практической цепкостью ухватывался за каждое дело и, увлекаясь, сам и других увлекал в деятельность».
И своей внешностью, и поведением, и мыслями Пьер совершенно не похож на остальных героев романа «Война и мир». Его «незаконного сына знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, в 10-летнем возрасте отправили за границу в сопровождении гувернера-аббата, где он провел десять лет, а затем возвратился в Москву. Теперь это был «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».
Именно таким мы видим Пьера Безухова на первых страницах романа, когда он появляется в салоне мадам Шерер. Показательная деталь — отношение к Пьеру хозяйки салона: «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной».
Восприятие Пьера Анной Павловной Шерер — это и восприятие, оценка, «глаза» светского общества. Пьер здесь действительно посторонний — и по внешнему виду, и по происхождению, и по складу ума и направлению мыслей. Последнее обстоятельство более всего и настораживает Анну Павловну, вызывает в ней страх, боязнь непредсказуемых поступков.
Вслед за Анной Павловной и читатель невольно начинает ощущать неукротимую буйную силу, скрытую в явлении под названием «Пьер Безухов». Его огромная фигура, вызывающая беспокойство и страх высшего света, в какой-то мере олицетворяет легендарные образы русских народных былин. Где бы Пьер ни появился, он всеми везде воспринимается как слон в посудной лавке. Как будто подчеркивая былинность образа своего героя, Л. Толстой неоднократно отмечает, что Пьер «много и жадно ел и много пил».
Неукротимая буйная сила, воплощенная в образе Пьера Безухова, роднит его с образом русского народа, каким он представлен в художественных произведениях русской классики. Вначале буйная русская сила еще бесформенна, не имеет конкретных целей и направления. Образ Пьера сродни тому самому обобщенному образу русского мужика, который «долго запрягает, да быстро едет». Он — могучий русский медведь, каким русский народ представляется иностранцам. Не случайно князь Василий говорит Анне Павловне Шерер, имея в виду Пьера: «Образуйте мне этого медведя. Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин».
Но все попытки укрощения и приручения неукротимой буйной силы, скрытой в образе этого героя, оказываются тщетными. Из жизненных перипетий, в которые попадает Пьер, он получает уроки, важные для дальнейшего становления его характера и раскрытия истинного смысла этого образа для всего романа. Из истории с женитьбой на Элен Пьер понимает, что внешняя красота не только обманчива, но и порочна; с масонами он порывает, потому что не принимает их бездеятельности.
В первые дни и недели войны Пьер Безухов был охвачен смятением. Он вдруг понял, что любит Наташу Ростову, но никогда не позволит себе признаться ей в этом. Вот почему все происходящее в те дни вокруг него кажется ему неинтересным и неважным. Все мысли Пьера заняты охватившим его чувством. Но когда к нему приходит осознание надвигающейся катастрофы, его сознанием овладевает навязчивая мысль о том, что именно ему предназначено «положить предел власти зверя», что он должен убить Наполеона.
Кардинальные перемены произошли в душе Пьера Безухова после поездки в Можайск, встречи с солдатами и ополченцами, пребывания на Бородинском поле во время знаменитой битвы. Еще во время встречи московских дворян с императором Александром I в Слободском дворце у Пьера возникло острое желание вырваться из привычного круга великосветской жизни, отказаться от богатства и связанной с ним власти.
В тот момент он вдруг понял, что «все это, ежели и стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить».
«Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?» — вот какие мысли и рассуждения охватили Пьера Безухова после того, как он стал непосредственным очевидцем и участником героического подвига простого русского солдата на Бородинском поле. Именно в тот момент к нему приходит окончательное и бесповоротное решение соединить свою судьбу с нелегкой судьбой страдающего народа.
Последующие события оказались для души Пьера Безухова настоящим чистилищем, помогли освободить ее от внешней великосветской оболочки. Они произвели и великий внутренний переворот в душе главного героя. Пьер проделал поистине тернистый путь: плен, ожидание казни, ужасы отступления в колонне пленных, ежедневное и ежечасное ощущение холодных прикосновений смерти, вид народного горя, человеческих страданий. Кажется, Пьер уже сполна выпил из той чаши, из которой всю свою жизнь приходилось пить крепостному крестьянину.
Отчаяние и почти безнадежность положения приводят Пьера Безухова к восприятию философии терпения и смирения Платона Каратаева. Однако разумное осознание обретенной близости к народу, понимание справедливости того дела, в котором он принимает непосредственное живое участие, помогают Пьеру Безухову перенести тяжелые физические и неимоверные моральные трудности и испытания. Он постоянно стремится «найти согласие с самим собой» и находит его лишь на пути к декабризму, в среде передовых и решительных людей, своего круга. Для этого ему понадобилось пройти через светские развлечения, испытать на себе масонство, перешагнуть через увлечение каратаевской философией пассивности и созерцательного отношения к жизни.
Прежде Пьер находился в непрестанном поиске цели и смысла своей жизни. Он как будто все время учился жить у тех, с кем сводила его судьба. Пройдя через неимоверные испытания, он понял и осознал, что «искомая цель жизни» не существует. Зато «он теперь имел веру… в живого, ощущаемого Бога. Прежде он искал Его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание Бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему уже давно говорила нянюшка: что Бог вот он, тут везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя… Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем». Пьер «радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».
Внутренняя перемена вызвала и поразительные внешние перемены. Если раньше Пьер «казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям». Он научился «слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны». Княжна, например, которая никогда не любила Пьера и питала к нему особенно враждебное чувство, «после короткого пребывания» рядом с ним «почувствовала, что она его любит». И она «с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера». Перемену заметили и слуги Пьера Терентий и Васька, которые «находили, что он много попростел». А итальянец, состоявший на французской службе и попавший в плен, сказал Пьеру: «Если все русские хотя немного похожи на вас, то воевать с таким народом, как вы, — преступление». Все это происходило потому, что в Пьере «была новая черта, заслуживавшая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу участия и интереса, которые он принимал в людях».
Образ Пьера Безухова вызывает восхищение и уважение, многому учит нас. Пьер — умный и благородный человек, честен как в словах, так и в поступках. Вспомним хотя бы такие сцены, как дуэль с Долоховым, защита армянской девушки от французов или решение оплатить долги Элен после ее смерти. Это искренний патриот, готовый не громкими красивыми заверениями, а настоящими делами и поступками помогать своей Родине в исполнении ее высших предначертаний.