ОБРАЗ ПРОВИНЦИИ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Столичная жизнь всегда отличалась и отличается от провинциальной. Правда, в наше время различия между большими и маленькими городами не так уж заметны: причиной тому — средства связи, радио, телевидение, быстрый и удобный транспорт. Но все это появилось в двадцатом веке. А как себя чувствовали провинциалы раньше?
Новости и нововведения, волновавшие Петербург девятнадцатого века, доходили до отдаленных мест нескоро, обрастая слухами, недостоверными подробностями и вызывая пересуды. Человек, приехавший из столицы, мог рассчитывать на всеобщее уважение и восхищение: в глазах наивных провинциалов он был обязательно важным господином, образованным и культурным.
Яркой иллюстрацией этой стороны жизни стала пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор», написанная в середине девятнадцатого века. Это сатирическая комедия о провинции и ее жителях. Какими же они предстают перед нами?
Читатели знакомятся с персонажами комедии в тот момент, когда они узнают пренеприятнейшее известие: к ним едет ревизор. Именно такой прием избрал Гоголь, чтобы описать жизнь маленького провинциального городка. Скорый приезд проверяющего из самого Петербурга обостряет все проблемы, выявляет даже то, на что сами горожане уже не обращают внимания. А проблем немало: и «на улице кабак и нечистота», и «навалено на сорок телег всякого сору» возле старого забора.
Но с такими неустройствами в городском хозяйстве еще можно справиться, если отправить городовых мести улицы да сломать злосчастный забор, ведь, по мнению местного городничего Сквозник-Дмухановского, «чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя ».
Это, можно сказать, мелочи. Почтенный городничий опасается другого, признаваясь сам себе, что «грешен, во многом грешен». Да и к кому здесь может не быть претензий? Приезд ревизора беспокоит всех городских чиновников, и «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов». Сам городничий признает, что «это уж так самим богом устроено».
Кто же эти грешники? Это и судья Ляпкин-Тяпкин, который берет взятки, и попечитель богоугодных заведений Земляника, у которого больные не получают лекарств, и пьяница Хлопов, смотритель училищ. Конечно, и в столице процветают воры и взяточники, но именно здесь, в провинции, где чиновников просто некому контролировать, все эти живучие пороки достигли угрожающих размеров. Городничий Сквозник-Дмухановский и вовсе считает себя полновластным хозяином города.
К прибывшему Хлестакову, которого горожане принимают за ревизора, тут же выстраивается очередь жалобщиков, и ее не может остановить даже пара городовых. Здесь и несправедливо наказанная вдова унтер-офицера, и слесарша, мужа которой отдали в солдаты, хотя семейных людей брать в армию не должны. Здесь и купцы, которым городничий «такие обиды чинит, что и сказать нельзя», «не по поступкам поступает»: кроме обычных взяток, с которыми они привыкли мириться, берет в лавках все, что захочет. Правда, и у самих купцов рыльце в пушку. Не их ли упрекает потом Сквозник-Дмухановский: «Еще, мальчишка, «Отче наша» не знаешь, а уж обмериваешь». Да и взятки ему купцы дают не просто так. Как не поделиться, когда городничий охотно помогает сплутовать, к примеру, прибрать к рукам двадцать тысяч за лес, «тогда как его и на сто рублей не было».
Но не только один городничий здесь умеет заглянуть в чужой кошелек. Не менее одаренный в этой области человек и попечитель богоугодных заведений Земляника. Почтенный Артемий Филиппович очень опасается, что ревизорский нос учует в его больнице запах капусты, которой там потчуют пациентов вместо положенного габерсупа, то есть обыкновенного овсяного супа. И уж совсем не желает, чтобы проверяющий узнал, что больные не получают дорогих лекарств, и сам себе находит отличное оправдание: «Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Однако не потому ли в больнице, где Земляника заправляет вместе с доктором Гибнером, не знающим ни слова по-русски, пациенты «выздоравливают как мухи»?
Вот такой показывает провинцию Гоголь-обличитель. Но кроме злой, хотя и справедливой насмешки, в комедии есть место и для доброй снисходительной улыбки, которую может вызвать наивность здешних жителей. Они «по-своему неглупые» люди, как городничий, могут быть довольно начитанными, как его дочь Марья Антоновна. И тем в большее удивление и умиление приводит попытка судьи Ляпкина-Тяпкина оправдаться таким образом: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Судье, как служителю закона, следовало бы лучше разбираться в этом вопросе. Тем не менее, создается впечатление, что Аммос Федорович действительно верит, что таким образом уменьшает свою вину.
Забавно оправдывает и Лука Лукич Хлопов свое пьянство и исходящий от него запах, такой, «как будто он сейчас вышел из винокуренного завода». Он говорит, «что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».
В смешном свете предстают перед нами и подчиненные Хлопова — педагоги местного учебного заведения. Один из них «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу», второй «объясняет с таким жаром, что не помнит себя» и ломает стулья. На примере этих педагогов у здешних людей и сложилось мнение об ученых и учености: «Умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».
Вызывают умиление «провинциальные кокетки, воспитанные вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей». Гоголь описывает так Анну Андреевну, жену городничего, но это верно в отношении почти любой из провинциальных дам. В отличие от мужей и отцов они не напуганы приездом ревизора, а ужасно заинтригованы и просто сгорают от любопытства. Они так озабочены выбором платьев, как будто приезд к ним человека из столицы — самое значительное событие в их жизни; они спорят о нарядах, как будто от этого зависят судьбы если не всего человечества, то, по крайней мере, их города.
Поражает и наивность чиновников, принявших Хлестакова за ревизора. Два глуповатых Петра Ивановича — Бобчинский и Добчинский — обратили внимание только на два факта: гость из столицы и не платит за жилье и еду в трактире. И этого оказалось достаточно. Ни одному из должностных лиц не пришло в голову спросить у Хлестакова бумаги. Неудивительно, что он обманул весь цвет провинциального общества: они сами страстно желали обмануться.
Вообще поражает благоговение провинциалов перед столичным жителем. Эти взрослые, солидные люди прямо-таки со священным трепетом слушают пустое хвастовство зарвавшегося юнца, принимают на веру его самые нелепые слова и заявления. Мужчины в его присутствии боятся присесть, говоря, что «чин такой, что еще можно постоять», дамы «готовы сейчас на все услуги». Каждый, кто видел и слышал приезжего, впечатлен и напуган, как помещик Бобчинский, который «в жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху». Все судачат о его чине, предполагая, что даже «генерал-то ему и в подметки не станет!», и в конце концов обращаются к нему как к «Его высокоблагородному светлости господину финансову». Это хотя и абсолютно неверно, ведь «и чина такого нет», зато крайне почтительно. Городничий с радостью соглашается отдать за Хлестакова дочь, даже не потрудившись выяснить, что он за человек на самом деле.
Да и представления местных чиновников о самой столице весьма туманны. В основном они сводятся к высоким должностям, несметным богатствам, балам и театрам, которых здесь и не видали. Все полагают, что невесте столичного жителя предстоит «в золотом платье ходить и деликатные супы кушать».
Такова российская провинция в изображении Гоголя. Здесь живут и бессовестные взяточники и воры, и милые, наивные люди — словом, как везде. И у каждого есть свои маленькие тайны, мечты и надежды, как у безвестного городского помещика Бобчинского, который предлагает человеку из столицы взятку только за то, чтобы он сказал «всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский… Да если этак и государю придется, то скажите и государю». Хлестаков, жестоко высмеивая провинциалов в письме, называя их «глупыми, как сивый мерин», «свиньями в ермолке» и непонятным, должно быть, французским словом «моветон», не забывает, однако, смягчить обиду, заметив, что провинциалы, «впрочем, народ гостеприимный и добродушный». И именно такими запомнятся читателю жители маленького провинциального городка.