ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА В САТИРИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» принадлежит к жанру сатирической комедии. В ней в смешном свете выставлены явления, которые далеко не всегда кажутся смешными, в первую очередь пороки отдельных людей и общества в целом. Часто этот способ привлечь внимание людей к какой-либо проблеме является самым действенным или вообще единственным.
Каких же тем коснулся автор в своей пьесе?
Комедия целиком посвящена провинциальной жизни и ее проблемам. Автор представил целый ряд карикатурных образов жителей маленького городка. Это и чиновники-взяточники, и чиновники-воры и пьяницы, и «провинциальные кокетки», и мошенники-купцы, и просто обыватели. Одни из них, такие как городничий Сквозник-Дмухановский или смотритель богоугодных заведений Земляника, вызывают возмущение и неприятие; другие, как Анна Андреевна, жена городничего, — смех; третьи, суетливые, глуповатые Бобчинский и Добчинский, — снисходительную улыбку. Надо отметить, что ярко выраженных положительных персонажей в комедии нет.
Чтобы как можно более полно показать проблемы и пороки провинциального городка, характерные для всего общества, Гоголь изображает его в тот момент, когда все взбудоражены тревожной новостью: едет ревизор из самого Петербурга. В ожидании важного лица местные чиновники изо всех сил пытаются изобрести способы избежать уличения во множестве нарушений. Ведь среди них «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».
Именно в этот момент на сцене — и в городке — появляется чиновник из Петербурга Иван Александрович Хлестаков. «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький» — вот так описывает Гоголь его внешность в «Замечаниях для господ актеров».. В конце посвященного ему абзаца добавляет: «Одет по моде». Каким же впервые видят Хлестакова напуганные известием о ревизоре жители городка? «Недурной наружности, в партикулярном платье, — рассказывают увидевшие его первыми в трактире Бобчинский и Добчинский, — ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение». Сразу понятно, что своим серьезным видом и модным костюмом он произвел на провинциалов огромное впечатление. Удивление и беспокойство вызвала у приятелей-помещиков новость, что столичный незнакомец третью неделю не платит трактирщику денег. И уж совсем напугало их то, как внимательно он заглядывал к ним в тарелки. Неудивительно, что после такого известия все приняли Хлестакова за ревизора и поспешили оказать ему должное почтение.
Гоголь описывает юного Ивана Александровича как человека «приглуповатого». Однако у него хватает ума воспользоваться ситуацией, хотя в действительности ревизором он никогда не был. Кто же он на самом деле? «Елистратишка простой», который из-за своей неумеренной любви к азартным играм остался в дороге совсем без денег — проигрался в карты случайному знакомому, пехотному капитану. И в этом весь Хлестаков. Автор говорит о нем: «без царя в голове»; мы бы назвали его легкомысленным и безответственным человеком. К тому же ситуации, в которые попадал молодой человек, ничему его не научили. Вспоминая обчистившего его капитана, Хлестаков вздыхает: «Страх хотелось бы с ним еще раз сразиться».
Такое случилось с ним далеко не впервые. По словам его старого слуги Осипа, с таким хозяином «иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду». Присланные отцом деньги Иван Александрович беззаботно растранжиривает за неделю, а потом посылает Осипа «на толкучий продавать новый фрак». В чем причина такого положения? Мудрый старый слуга считает, что это «оттого, что делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».
Вот такого человека приняли провинциальные чиновники за строгого ревизора. В петербургских канцеляриях, по словам Гоголя, таких людей называли «пустейшими», но здесь никто не смог разглядеть и понять Хлестакова: его столичный лоск и манеры вкупе со страхом перед дотошной проверкой городских дел заставили всех относиться к Ивану Александровичу с почтением.
И он не упустил возможности поправить свои дела за чужой счет. Не понимая сразу, за что ему оказывают почести, Хлестаков, тем не менее, воспользовался этим и тут же наделал множество долгов. Занимая деньги, он говорил каждому: «со мной странный случай: в дороге совершенно издержался», долг же обещал «тут же выслать из деревни». На деле же вряд ли этот транжира вернул бы деньги: слишком легко и слишком большие суммы он брал. Правда, горожане были искренне уверены, что в такой форме дают взятку должностному лицу.
Однако Гоголь описал Хлестакова не только транжирой, но и обманщиком. Стараясь добавить себе значительности в глазах провинциалов, юный Иван Александрович, вдохновленный всеобщим вниманием, начал сочинять небылицы о собственной важности и незаменимости, богатстве, талантах. Впрочем, наивные горожане были только рады поверить всем его словам, ощущая, быть может, и собственную значимость, оттого что к ним приехал такой человек. В доме городничего, куда был приглашен Хлестаков, его ожидали с волнением: «он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял». Глуповатому болтуну сложно было не воспользоваться положением «столичной штучки» — слишком сильным оказалось искушение. И, путаясь в наспех придуманных подробностях, Хлестаков пустился в рассказы и о своей жизни в Петербурге, и о приятельских отношениях с самим Пушкиным, и о том, как его приняли за главнокомандующего: «солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем». Дальше — больше, и вот Иван Александрович, увлекшись, стал рассказывать, как министры просятся к нему на прием, а многочисленные подчиненные при виде его дрожат от страха. А по ходу приписал себе несколько книг, многие из которых наверняка даже не читал. В конце концов легковерные провинциалы боялись сидеть в его присутствии, зато не стеснялись признаться друг другу: «В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху».
Пользуясь своим положением, Иван Андреевич попытался и развлечься, ухаживая одновременно за женой и дочерью городничего. Он признался в любви обеим и у обеих попросил руки, собираясь не жениться, а только развлечься.
Вообще кажется странным, что до самого конца пьесы этого зарвавшегося вруна так никто и не разоблачил. Хотя сбежать он успел в последний момент. Страшно даже представить, что сотворили бы с самозванцем горожане, хотя они и были обмануты только потому, что сами хотели обмануться. Хлестакова спас все тот же Осип, который, в отличие от барина, сразу понял, в чем дело. Он-то и убедил хозяина уехать. Сам Иван Александрович вряд ли сумел бы вовремя остановиться, а в его безудержное вранье, все более неправдоподобное, скоро перестали бы верить даже наивные Бобчинский и Добчинский, не говоря уж о более проницательных чиновниках. Так что даже без письма приятелю в Петербург, которое он так неосмотрительно написал, а почтмейстер так осмотрительно вскрыл, Хлестаков получил бы в провинциальном городке по заслугам.
Вот такой образ столичного чиновника нарисовал автор — образ глупого, хвастливого, бесталанного и безответственного пустомели. Хотя в пьесе нет полностью положительных героев, каждый из персонажей чем-то вызывает симпатию. Каждый, кроме Хлестакова. Он может вызвать только отрицательные эмоции — возмущение или даже брезгливость.
Возникает вопрос: зачем Гоголь создал Хлестакова? Кого пытался выставить в смешном свете? И кому адресована пословица, которую он взял эпиграфом к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?