Образ женщины в русской литературе
От сотворения мира женщина была и есть главным вдохновением для художников, поэтов, певцов и музыкантов. Не будь женщины, человечество лишилось бы многих прекрасных шедевров мирового искусства. Женщина олицетворяет собой мечту и грусть, надежду и безграничную печаль. Если верить Гомеру, то именно женщина стала причиной многолетней Троянской войны. В средние века рыцари посвящали ей свои подвиги, а позже —: за оскорбление женщины вызывали на дуэль.
Женское сердце — это прежде всего сердце матери, великое сокровище для всякого человека. Женщина способна пробудить в нас неудержимые стремления, согреть в семье, осветить наш жизненный путь. Древние славяне называли женщину ласковым и нежным словом «берегиня», древние русичи —- словом «лада». На мой взгляд, в этих словах сокрыто совершенное воплощение доброты и отзывчивости, преданности и верности, любви и самоотречения. Рассказывая о начале Русской земли, древний летописец не преминул отметить, что хотя восточные славяне и не знали брака, но жен выбирали по взаимному сговору, кто кому приглянулся.
А один византийский автор VI века был поражен такой деталью: «Скромность славянских женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь».
Поразительный факт, не правда ли? И раз уж мы завели разговор о седой древности, то нельзя не вспомнить и тот факт, что среди древних русов талантливых и выдающихся женщин было больше, чем среди других народов Европы. Вспомним княгиню Ольгу, которая не только до
самой своей кончины крепко удерживала бразды правления в государстве, но и проводила необходимые реформы — административные, финансовые, идеологические. Вспомним дочерей славного князя Ярослава Мудрого — Анну, королеву Франции, Анастасию, королеву Венгрии, Елизавету, выданную замуж за норвежского принца, а впоследствии ставшую королевой Дании. И этот список выдающихся женщин Древней Руси можно было бы продолжать дальше.
Женщина — вечное вдохновение поэтов. Она была, есть и будет тайной, которую трудно понять, а еще труднее разгадать. Петрарка и Шекспир, Гейне и Гёте, Байрон и Мицкевич… А сколько гениальных строк посвятил красивым женщинам А. Пушкин! А с каким трепетом и восторгом отзывался он о своей жене:
Господь мне ниспослал тебя, моя Мадонна —
Чистейшей прелести чистейший образец!
Если бы мы попытались составить список творений, созданных во имя любви к женщине, он все равно оказался бы неполным. Такой список просто бесконечен, потому что каждое произведение связано с образом милой, единственной, неповторимой, бесконечно пленительной женщины. Говорят, у любви тысячи оттенков, в каждом из которых свой особый цвет, свое мерцание, свои переливы и свое благоухание. Мне представляется, что это потому, что в каждой женщине есть какая-то загадка, тайна, то особенное, что делает ее неповторимой и одновременно узнаваемой среди великого множества женских образов…
Неповторимые яркие женские образы созданы Л. Толстым в романе «Война и мир». Наташа Ростова… Вчерашний «гадкий утенок», девочка с неправильным ртом и черносливинами глаз. Во внешнем облике Наташи нет правильных черт, делающих ее красавицей, как Элен Курагина, и нет совершенства форм. Но зато в ней с избытком присутствует другая красота — духовная. Живость, ум, грация, обаяние, заразительный смех Наташи привлекают внимание и князя Андрея, и Пьера, и гусарского офицера Денисова, и великосветского кутилу и развратника Анатоля Курагина. Одни тянутся к ней, потому что она — воплощение добра и той истинной красоты, которая очаровывает, притягивает, пробуждает чувства; другими (как Анатолем Курагиным) руководит скрытое желание растоптать прелестный бутон, который вот-вот раскроется.
И совершенно напрасными мне представляются нарекания критиков в адрес Л. Толстого, который в эпилоге романа показывает Наташу любящей и преданной женой Пьера Безухова, матерью четырех детей. Тем самым писатель как бы принизил тот возвышенный образ, который был выведен им в начале произведения. Но ведь еще в юности Наташа ощутила, какими узкими пределами ограничена жизнь женщины ее круга, какими неравными являются роли, права и возможности мужчин и женщин. И лишь став женой Пьера, Наташа перестала испытывать чувство подобной ущемленности. Характеризуя чувства Пьера к Наташе, Л. Толстой говорит, что от общения с Наташей Пьер «испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины… а… настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины».
Да, Наташа переменилась. Она — верная жена и заботливая мать. Она исполняет свое особое предназначение, данное самой природой. У нее есть свой мир — семья, — в котором она является полновластной хозяйкой. Но такова правда жизни, которой Л. Толстой всегда придерживался в своем творчестве.
Любовь женщины — это награда. Это вдохновение, способное поднять в заоблачную высь.
Русская женщина — это и Женщина-воин, и Женщина-мать, и Муза художника. Она многолика и неповторим ма; она сильна духом и жертвенна. От любви к ней рождается все самое чудесное на земле.