Славянское единство
Современная наука разделяет славян на южных, западных и восточных. Южные — это болгары, македонцы, словенцы и сербохорваты; западные — поляки, чехи, словаки и серболужичане; восточные — это украинцы, русские и белорусы.
Славянские народы занимают значительную территорию европейского континента. И если бы они объединились в славянское единство, в мире не было бы крупнее и могущественнее государства.
Люди на землях сегодняшних славянских государств появились тысячи лет назад. Появились и сразу завоевали титул самого свободолюбивого и дружного народа. Какой бы враг ни ступал на их землю, славяне объединяли свои усилия и беспощадно громили непрошеных гостей. Плечом к плечу они сражались и на ковыльном поле Куликовом, и на зеленых полях под Грюнвальдом.
Основным центром единения славянских народов могла бы стать Россия, ставшая исторической правопреемницей Древней Руси. Из далекого прошлого сквозь время и пространство доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к Русской земле. В древнейшем памятнике русской литературы — «Слове о полку Игореве» — Русская земля. представлена как единое достояние народов, происходящих от одного корня: «О светло-светлая и красно украшенная земля Русская!»
Для автора «Слова о полку Игореве» Русская земля — это прежде всего народ, который ее населяет. И этим народом были славяне. В нынешнее время, когда в южнославянских землях происходят социальные и национальные конфликты, «Слово о полку Игореве» звучит по- особому остро. Оно как духовное завещание минувших поколений, напоминание и предостережение, которое призывает любить свою Родину и хранить ее единство.
Память о славянском единстве долгие столетия была жива среди болгар. В XVIII веке, во времена болгарского Возрождения, монах Паисий Хилендарский в «Истории славяно-болгарской» писал о том, как после потопа потомки Ноя заселили земли. Он говорил, что у Яфета был сын по имени Мосхос и что именно от него произошел «наш славянский язык, прозванный Мосхосов род и язык». В память о Мосхосе потомки назвали реку Москва, а спустя некоторое время поставили и город с таким же названием.
Нерушимые узы братской дружбы и взаимопомощи связывают болгар и русских не одно столетие. Стоит вспомнить черноризца Храбра, писавшего о славянских письменах, святых Кирилла и Мефодия — славянских просветителей, Григория Цамблака — болгарского религиозного деятеля и писателя, первого митрополита княжества Литовского, писавшего на церковнославянском, болгарском, сербском, старорусском и старобелорусском языках. Это ли не красноречивое свидетельство истинного единства славянских народов?
А сколько русских солдат-добровольцев погибло в конце XIX века во время болгаро-турецкой войны! Переправа через Дунай, переход через Балканы, Плевна, Шипка, Шейново имеют общее значение в истории России и Болгарии.
И не только Болгарии. В 70-е годы XIX века поднялся весь славянский мир, чтобы помочь освободить болгарские, боснийские и герцеговинские земли от владычества янычар. Единый патриотический порыв охватил тогда русское общество. Отдавая себе отчет в том, что Россия сама находится в кризисном состоянии и не может вступать в войну), император Александр II все же подписал манифест об объявлении войны Турции. Не случайно императора Александра прозвали Освободителем: он не только подписал манифест об отмене крепостного права в России, но и протянул руку помощи братскому болгарскому народу. Его имя и имя генерала Скобелева, как и имена тысяч русских солдат, золотыми буквами навечно вписаны в историю болгаро-российской дружбы.
В те времена на болгар, живших в России, смотрели как на героев. Вспомните роман И. Тургенева «Накануне». Он был написан именно накануне болгаро-турецкой войны. И русская девушка Елена Стахова, услышав рассказ о молодом болгарине, мечтающем об освобождении своей страны, восклицает: «Освободить свою Родину! Эти слова даже выговорить страшно, так они велики!» Еще не зная Инсарова, Елена уже тянется к нему всей душой. Он представляется ей романтическим героем, способным отдать жизнь в справедливой борьбе за освобождение от османского ига.
А после знакомства с Инсаровым первые впечатления сменяются искренним чувством, которое наполняет жизнь Елены новым смыслом. Ради любимого человека Елена оставляет все, что было знакомо и дорого ей с детства, и уезжает в далекую, неизвестную страну. Даже смерть Дмитрия, ставшего ее мужем, не останавливает Елену. Автор ничего не говорит о дальнейшей судьбе Елены. Но хочется думать, что она, верная памяти Дмитрия, уходит в сестры милосердия, и только потом следы ее теряются в пламени национально-освободительной болгаро-турецкой войны. Множество примеров славянского единства мы находим также в истории Первой и Второй мировых войн. Истинную суть этого единства поэт Н. Асеев воплотил в такие строки:
На «их» Украине, на «их» Беларуси Такие ж живут Пятры и Маруси,
И этих людей, всерьез, не для виду,
Нигде, никогда не дадим мы в обиду.
Судьбы славянских народов тесно переплетены между собой. И вряд ли стоит разрушать исторически сложившееся единство славянских народов. Наше время испытывает его на прочность. Но мне верится, что настанет день, когда все славянские потоки «сольются в реку одну, как в источник один».