ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА
Художественный мир Лермонтова настолько тонок и многогранен, что вряд ли возможно пронумеровать и разложить по полочкам все темы, им затронутые, и образы, им созданные. Однако можно выделить основные мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество поэта. Среди них — тема родины, свободы, одиночества, поэта и поэзии и, конечно же, тема любви. Эти темы, безусловно, не новы, но в творчестве Лермонтова они получили своеобразное развитие.
Пожалуй, самой знаковой для поэта стала тема свободы. Она является определяющей во всей его лирике, как бы пронизывая все произведения. Пожалуй, это то, без чего Лермонтов не был бы Лермонтовым. Свобода — это его муза, его идеал. Окружающий мир, общество с его несовершенством почти всегда — противоположность свободе. Образ тюрьмы, например, в стихотворении «Узник», на мой взгляд, следует трактовать широко: как символ не только физического, но и духовного закрепощения личности. Лермонтовское свободолюбие стихийно, буйно, безудержно и бесстрашно.
Еще одна отличительная черта лирического героя Лермонтова — вечное одиночество. Мотив одиночества придает стихам поэта нотки таинственной печали, задумчивой, но светлой грусти. Так, например, в стихотворении «На севере диком» одиночество трагично, безысходно. Оно воплощено в образах сосны и пальмы, которым никогда не суждено сблизиться. Здесь природа как бы повторяет человеческие судьбы. Лермонтов часто использует и прием противопоставления. В стихотворении «Тучи», написанном перед отъездом в ссылку, он противопоставляет беспечность и холодность тучек тяжелой судьбе человека, которому его изгнанничество приносит душевные страдания. Но, наверное, самое «одинокое» стихотворение Лермонтова — «Парус». Ощущение уязвимости паруса увеличивается за счет сопоставления с громадным простором моря, в руках которого он не более чем хрупкая игрушка.
Мотив одиночества важен и для гражданственной лирики; герой поэта одинок в обществе, у себя на родине; одинок в своем несогласии с системой.
Тема родины по-разному преломляется в стихах Лермонтова. С одной стороны, в его гражданственной лирике нередки прямые выпады в сторону несправедливого государственного устройства николаевской России. Так, например, в стихотворении «Жалобы турка» поэт, проводя параллели между жестким турецким деспотизмом и русским обществом (сравнение отнюдь не в пользу последнего!), с сожалением констатирует:
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край… моя отчизна!
Но, пожалуй, наиболее открыто и дерзко звучит социальный протест в стихотворении 1841 года «Прощай, немытая Россия». Лермонтов безжалостно обличает «пашей» (снова параллель с турецким деспотизмом), клеймит позором тех, кто этот позор заслужил. Однако нужно признать, что в этих строках слышится не только оскорбительная ирония, но и глубочайшая скорбь. Поэту небезразлична судьба «страны рабов, страны господ», которая так несправедлива и неблагосклонна к нему.
Лермонтов презирает государство, но не страну. И несмотря на свое часто враждебное отношение к устройству общества, он не может не любить родину. Эту «странную любовь» он выразил в стихотворении «Родина», создав живой, удивительно поэтичный образ России. В начале стихотворения сам поэт определяет, что значит для него любить родину. Общепризнанные ценности отходят для него на второй план; его привлекают совершенно другие вещи, простые, привычные, но очень близкие душе поэта. Лермонтов не пытается приукрасить, идеализировать русскую жизнь, как это часто делают писатели, считающие себя народными. Поэт просто правдиво изображает то, что находит живой отклик в его сердце. Сельская жизнь показана здесь такой, какая она есть, безо всякой ретуши, без приторного умиления.
Хоть Лермонтов и говорит, что равнодушен к «славе, купленной кровью», в стихотворении «Бородино» все же явно чувствуется гордость автора за славное прошлое своего народа. Но и здесь Лермонтов выходит за привычные рамки, показав знаменитое сражение глазами простого солдата, дав тем самым объективную оценку историческим событиям, свободную от излишнего пафоса, ханжества и ура-патриотизма.
Тема родины в творчестве Лермонтова тесно переплетается с темой поэта и поэзии, потому что поэт неоднократно подчеркивает социальное предназначение поэта. В произведениях, где затрагивается тема поэзии, звучит позиция Лермонтова относительно роли поэта в обществе: поэт должен быть пророком и борцом за справедливость и свободу. В стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов осуждает тех своих собратьев по перу, чьи строки, утратив былую остроту и силу, стали ненужным украшением, подобно боевому кинжалу, висящему на стене. Лермонтов убежден, что поэт должен использовать свой талант как оружие, чтобы защитить не только себя, но и весь народ. Настоящий поэт должен быть непримирим; должен следовать голосу своей совести. Идеалом такого поэта-борца для Лермонтова был Пушкин. Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов изображает поэта в образе пророка. Судьба пророка незавидна: его отовсюду гонят, ему не хотят верить. В бедствиях пророка угадывается судьба самого Лермонтова, да и не только его:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Не такая ли участь уготована каждому, кто решится заговорить с людьми на языке правды? Так было и с Пушкиным; его смерть потрясла Лермонтова, и он отозвался на нее одним из самых ярких своих произведений — стихотворением «Смерть Поэта», в котором напрямую обвиняет «Свободы, Гения и Славы палачей» в убийстве того, чья жизнь в тысячу раз ценнее никчемных жизней его врагов:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Лермонтов в литературе — личность. В своих стихах он выразил свои чувства и взгляды, не боясь навлечь на себя гнев властей.
Но было бы неправильно, характеризуя творчество Лермонтова, не упомянуть его любовной лирики. Пылкое сердце поэта умело любить искренне и нежно. Строки его стихов о любви звучат приглушенно, как будто шепотом. Образ любимой женщины представляется возвышенным, даже идеальным:
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах…
Лермонтов нежен, трепетен и слегка печален, когда говорит о любви… Пожалуй, из всего этого можно составить обобщенный портрет лирического героя Лермонтова. Перед нами бунтарь, свободолюбец, смелый, порывистый, эмоциональный человек с развитым чувством справедливости, не боящийся выступить против и вызвать чье-то неудовольствие; любящий родину, желающий добра ее народу; способный на пламенную любовь и верную дружбу; это человек тонкий и чувствительный, с богатейшим внутренним миром, человек гуманный и честный…
Все творчество Лермонтова — это автопортрет его души. Его стихи звучат искренне; они волнуют и заставляют задуматься. Лермонтовская лирика, с ее многообразием тем, идей и мотивов, — это целый мир, в котором каждый может найти то, что близко лично ему. Поэтому Лермонтов так любим, читаем и почитаем русским народом.