ПРОЗА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Прозу М. Ю. Лермонтова можно условно разделить на три периода, соответствующих трем главным произведениям. Первое из них — «Вадим» (1832-1834) — романтическая повесть. Второе — «Княгиня Литовская» (1836) — тоже романтическая повесть, но уже привязанная к действительности и быту и знаменующая собой переход Лермонтова от романтизма к реализму. Третье произведение — «Герой нашего времени» (1838-1839) — крупный социально-психологический роман — итог лермонтовского творчества и продолжение пути к реализму в русской литературе, начатому А. С. Пушкиным. Лермонтов развил в своей прозе ценные качества пушкинской прозы: ясность и прозрачность, завершенность и цельность, гармоничное соотношение всех частей произведения, построение замкнутого в себе художественного мира.
М. Ю. Лермонтов дал поразительно точную характеристику «Вадиму» — своему первому прозаическому произведению об эпохе пугачевщины. В письме к М.А. Лопухиной 28 августа 1832 года он писал: «…Мой роман становится произведением, полным отчаяния; я рылся в своей душе, чтобы извлечь из нее все, что способно обратиться в ненависть, — и в беспорядке излил все это на бумагу». Герой «Вадима» — горбун, обиженный судьбой, раздираемый страстями и способный разрушить все вокруг себя, скорее подходит для романтической поэмы, чем для прозаического произведения. «Вадим» остался незавершенным. Стремительный творческий рост заставил Лермонтова обратиться к другому сюжету. Повесть «Княгиня Лиговская» знаменует начало второй стадии развития лермонтовской прозы. В свою очередь и это произведение осталось незавершенным, но зато оно дало начало самому серьезному произведению — роману «Герой нашего времени». Из «Княгини Лиговской» был взят главный герой
Жорж Печорин, на основе которого и был создан образ Григория Александровича Печорина, автобиографического героя Лермонтова.
Интересно композиционное построение романа «Герой нашего времени». Оно основано на «записках», на свободной компоновке законченных частей, на образах повествователя, рассказчика, но в центре находится главный герой, отождествляемый с автором. Остальные герои лишь окружают его. Этим композиционным построением Лермонтов помогает читателю сконцентрироваться на самых существенных чертах характера Печорина. Образ рассказывающего или вспоминающего повествователя «собирает» фрагменты и случаи из жизни Печорина и придает всему произведению цельность.
Лермонтов использовал несколько приемов для раскрытия сюжета и характера героя: в первом случае автор скрыт за текстом; во втором случае он и автор, и персонаж одновременно, причем другие рассказчики-персонажи находятся с ним в самых разных отношениях. Эти приемы были уже намечены Пушкиным в «Повестях Белкина», и Лермонтову удалось их развить. В результате возникло множество точек зрения на людей и события (взгляд на Печорина Максима Максимыча и «издателя» его «журнала»). Например, рассказ о судьбе Бэлы, рассказанный Максимом Максимычем, дополняется дневником Печорина, в котором он — уже со своих позиций — анализирует себя сам на своем уровне.
Лермонтов развил в своей прозе пушкинскую художественную мысль, которая движется в сторону индивидуального сознания. Благодаря введению в роман множества реалистических типов, особенно из военной среды, автору удалось сделать свое произведение демократичным. Каждый его герой, будь то драгунский капитан, контрабандист или черкес, имеет собственный голос, стиль мысли и поведения.
Главный герой в прозе Лермонтова многомерен и неоднозначен, что способствует полному раскрытию его противоречивого характера и психологии. Например, Печорин ходит охотиться на кабана, ездит на тележке или на коне сотни километров, спит бог знает где, свободно контактирует с простыми людьми, но становится высокомерным денди в светских салонах.
В индивидуалистической прозе Лермонтова звучат гражданские мотивы и вырисовывается общенациональная идея. Эту идею олицетворяют не демократические характеры героев (Максим Максимыч), а именно индивидуализм Печорина. Белинский первым увидел в Печорине необъятную революционную силу, заключенную в индивидуальной аналитической мысли.
Проза Лермонтова автобиографична. В главном герое он изображает свойства своей натуры, свое несчастие и страдание, испытываемое из-за конфликта мечты с реальностью. Лермонтовский герой свободен, но его свобода базируется на полной суверенности личности. Его жизненный опыт говорит о том, что каждый такой выход заканчивается трагедией. В результате прозаический герой Лермонтова не видит смысла в существовании, даже в том случае, когда все складывается благополучно.
Лермонтову удалось сделать свою прозу многогранной, раскрыть в ней проблемы противоречивого человеческого характера, свойств человеческой природы в целом. Это главное достоинство романа, художественное открытие Лермонтова-психолога.
Психологизм Лермонтова не развертывается в сюжете, как было принято в литературе того времени. Не окружающие люди, не видимые события и обстоятельства причиняют душевные терзания герою. Они лишь могут способствовать душевному дискомфорту — не более. Печорин недоволен в первую очередь самим собой, он открыл «бездны» внутри себя и… бросился в них. Лермонтов впервые указал на сознательное страдание как необходимое условие для познания себя.
Таким образом, главное достоинство прозы Лермонтова и его героя — в самооценке, в чувстве собственного достоинства, в свободе и беспощадности анализа внешнего мира. Художественное открытие Лермонтова прозе позднее развил в полной мере Достоевский, который дал «право на голос» каждому персонажу, акцентировал индивидуальность различных мнений и их самостоятельность.
Лермонтов мечтал о свободном и гордом человеке, связанном со своей страной и народным сознанием. Эта высокая и «тайная дума» — символический знак, по которому читатель узнает М. Ю. Лермонтова, стремится его понять и принять.