ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»
В произведениях Ф. А. Абрамова мы читаем о труде наших земляков, их судьбах, любви, страданиях. Писатель учит нас доброте, внимательно вглядывается во внутренний мир героев своих книг. Что происходит в душе человека, что движет его поступками и словами? Что испытывает человек, видя слезы живого существа? О чем могут плакать лошади?
Они плачут потому, что нет у них счастливой жизни. Сейчас их плохо кормят и не дают, как раньше, самого лакомого кусочка. Не встречают всей семьей с радостью и любовью, не распрягают ласково, не скребут, и не чистят так тщательно, как раньше. Не говорят ласковых и приятных слов после целого дня тяжелой работы. Не гуляют на лошадях на Масленицу так весело, как прежде. Лошади плачут о том, что теперь дети не играют фигурками лошади, родители не рассказывают детям сказок о Сивке-бурке и мало кто вешает над дверью подкову на счастье. Не крутится теперь жизнь крестьян вокруг коня, жизнь людей сейчас совсем изменилась.
Рассказ небольшой, но интересный — и по содержанию, и композиционно. Сразу интригует название — и читатель начинает предполагать, о чем же может идти речь в рассказе, — наверное,
о лошадях, но разве могут лошади плакать? В начале рассказа герой вспоминает о своем далеком детстве, о том, какие чувства вызывали у него лошади, об их нелегкой жизни.
Самая любимая лошадь рассказчика — веселая Рыжуха — неказистая рабочая лошадка, каких тогда было немало. Автор так ярко и красочно описывает ее, что, кажется, ты с ней уже давно знаком.
Писатель подогревает интерес читателя — с лошадкой что-то случилось: «Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней».
Герой решил узнать, что же случилось, и вдруг увидел, что его любимая Рыжуха плачет. Крупными тяжелыми слезами. До этого момента автор следовал всем правилам написания рассказа. А теперь в рассказе появились элементы сказки: Рыжуха ответила герою, почему она плачет, и рассказала, что случилось. Лошадь стала разговаривать с человеком — такое может быть только в сказке. Рыжуха рассказала о своих разговорах с другими лошадьми — то, что лошади ведут речь о своей жизни, это тоже элемент сказки.
Герой рассказа возвращается в реальность и ничего не может ответить лошади: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?»
Только в сказке правда всегда побеждает ложь, что не всегда бывает в жизни: «И тогда я вдруг стал понимать, что совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор. И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…»