ГЕРОИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»
Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» построен на сочетании реального и фантастического, почти сказочного, миров. Герой, от лица которого ведется повествование, представляет мир реальный. Мир фантастический, сказочный представляет говорящая лошадь Рыжуха.
Противопоставление человек — животное отображает вечный конфликт человека с природой, который еще более усугубился в эпоху научно- технической революции. Однако в данной ситуации человек выступает на защиту природы. А разговор с лошадью мог происходить только в воображении персонажа: подсознательно человек пытается найти утерянную гармоническую связь с окружающим миром.
Воспоминания о детстве героя тесно связаны с лошадьми. Лошади вызывали у него противоречивые чувства. С одной стороны, нельзя было налюбоваться красотой и мощью лошадей, с другой — они вызывали чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними. Вина объяснялась просто: времена изменились, теперь лошади никому не были нужны: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус, а в затишные вечера серым облаком, тучей клубились над ними комар и мошкара». Лошади олицетворяли саму природу: прекрасную, но никому не нужную, изуродованную в результате целенаправленной деятельности человека.
Рыжуха была словно лучик в беспросветной тьме. Она выгодно отличалась от сородичей, хотя досталось ей не меньше, чем остальным: «В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо, и даже вены в пахах начинали пухнуть». Рыжуха, несмотря на неурядицы, сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости. При приближении друга лошадка совершала приветственный круг радости.
Герой опечален, он видит, что его любимица даже не обращает внимания на него, отворачивается от куска хлеба. Не понимая перемены, произошедшей в настроении лошади, герой хватает ее за челку и притягивает к себе. Он удивлен: лошадь плачет. Еще больше удивляется герой, когда лошадь обращается к нему человеческим голосом. Диалог лошади и человека, в ходе которого Рыжуха сообщает о своем знакомстве со старой кобылой, драматичен. Рыжуха от старой лошади узнает о том, что были времена, когда лошадям жилось привольно и легко. И когда она решила поделиться своим открытием с подругами, те назвали ее обманщицей.
Властелин природы неожиданно ловит свое отражение в глазах животного — удивлению нет предела, настолько маленьким, крохотным был человечек в фиолетовой глубине печальных лошадиных глаз. Какие проблемы мог решить этот крошечный человечек на земле, на какие вопросы может ответить?
Герой знает, что действительно, были времена, когда лошадям жилось хорошо. В те времена они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни. Без лошади нельзя было ни работать, ни отдыхать. В памяти героя предстают картины прошлого: веселое масленичное гулянье, митинги у конюшни с выяснением отношений. Воспоминания прерываются вопрошающим взглядом Рыжухи. С мольбой смотрели лошади на человека. Но только непонятным оставалось, что могли изменить в дальнейшей судьбе слова, которые мог сказать сейчас герой. Действительно, что он мог ответить лошадям? Жизнь их никак не изменится, если они узнают правду. И герой молчит. Исследование композиции рассказа в данном случае позволяет проникнуть в эмоциональный и рациональный мир произведения, уловить силу и остроту авторской тоски и горечи, силу его негодования и осуждения человечества. Ведь человечество стало основной причиной экологического дисбаланса: уже никогда «не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор». Композиционный прием противопоставления (фантастического и реального, прошлого и настоящего, мира людей и мира лошадей) служит организационным стержнем всего произведения.