Сочинение на тему: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА КАК КУЛЬМИНАЦИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА КАК КУЛЬМИНАЦИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

События в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» начинаются в 1805 году и заканчиваются в 1820 году. Из петербургского салона Анны Павловны Шерер писатель переносит нас в московский дом Рос­товых, в дом графа Безухова, в имение Болконских, в Австрию. Мы становимся свидетелями именин Ната­ши Ростовой, присутствуем при умирании старого гра­фа Безухова, на смотре войск под Браунау, видим от­ступление русских войск вниз по Дунаю и наблюдаем за Шенграбенским сражением. Перед нами проходит нескончаемая галерея художественных образов — по­сетители салона мадам Шерер, Кутузов, Багратион, русские солдаты и офицеры, император Франц, Напо­леон и его генералы.

Несмотря на подобную насыщенность самыми раз­ными сценами и эпизодами, кульминационным цент­ром произведения является Отечественная война 1812 года. По убеждению Л. Толстого, именно она сломала «прежние условия жизни» в России, разру­шила, пусть даже временно, социальные перегородки и выдвинула на передний план главную силу истори­ческого прогресса — народ.

О ломке прежних условий жизни говорят и дума­ют главные герои романа «Война и мир». Очень точно смысл этой ломки отражают слова князя Андрея, ска­занные Пьеру накануне Бородинской битвы: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игруш­ка. А то война — это любимая забава праздных и лег­комысленных людей… Цель войны — убийство, ору­дия войны — шпионство, измена и поощрение ее, ра­зорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые во­енными хитростями; нравы военного сословия — от­сутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, не­вежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и то­му, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, пере­бьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом бу­дут служить благодарственные молебны за то, что по­били много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше по­бито людей, тем больше заслуга. Как Бог оттуда смот­рит и слушает их!.. Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла…»

Все события и все герои произведения охаракте­ризованы по их отношению к Отечественной войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Так, граф Пьер Безухов после виденного и пережитого на Бородинском поле не в силах избавиться от «ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они». По возвращению в Моск­ву он решает также вступить в борьбу с захватчика­ми. А чтобы быть ближе к народу, чтобы стать частью его, Пьер переодевается в простую одежду — мужицкий кафтан.

Общее чувство с народом определяет и компози­цию романа, и систему образов, и развитие сюжетных линий, и наличие пространных авторских рассужде­ний, и особенности языка. Композиционным средст­вом, обеспечивающим целостность эпопеи, является оригинальная, свойственная только писательской ма­нере Л. Толстого, «система сцеплений» эпизодов и картин. В романе «Война и мир» все эпизоды и кар­тины эстетически равноценны. Они выражают такие ситуации, которые соотнесены с главной ситуацией романа — Отечественной войной. 12-й год сместил силы и переосмыслил ценности. Настоящая сила, от которой зависит национальная жизнь, — народ — поднимается из безвестности и становится хозяином положения.

Состояние своих героев в 1812 году Л. Толстой ха­рактеризует такими словами: «Распадение прежних условий жизни». Из этого распадения прежних усло­вий жизни возникают новые отношения людей и их но­вое самочувствие. На совсем иной основе, невозможной до войны и после нее, созидаются новые отношения между людьми. Такие отношения, которые должны бы быть всегда, — «общая жизнь», человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных лю­дей, yо связующей их задачи. Вспомним смоленского купца Ферапонтова, Москву, которую оставляет рус­ская армия, сборы Ростовых, душевное состояние Пье­ра, спасающего в пожаре трехлетнюю девочку и защи­щающего от французов незнакомую армянскую де­вушку в уже занятой Москве.

Основополагающая для романа «Война и мир» си­туация проступает также в сцене охоты. Поведение ловчего Данилы на охоте не что иное, как миниатюр­ный прообраз ситуации 12-го года. Облик Данилы очень близок и неразрывен с образом «дубины народ­ной войны». На охоте в имении Ростовых, где он был главной фигурой, от него зависит успех дела. На ко­роткое время крестьянин-охотник становится господи­ном над своим барином, который на тот момент оказы­вается бесполезным. И, может быть, именно поэтому впоследствии писатель лишает Николая Ростова по­четного права участвовать в ключевом событии Отече­ственной войны — Бородинской битве, отсылая его на поиски провианта.

В эпопее Л. Толстого перекличка между поведени­ем героев на охоте и на войне имеет глубокий смысл. Ведь Отечественная война 1812 года — необычная в новейшей истории, война «не по правилам», — не фех­товальным оружием, а дубиной. Эта война возрождает по-своему древний обычай защиты своей земли не го­сударством и его орудием — армией, а всем народом. Не случайно Л. Толстой вводит сцену, когда накануне Бородинской битвы Пьер слышит от раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят». То есть всем ми­ром — громадной общиной, какой у Л. Толстого явля­ется русский народ в 1812 году.

Л. Толстой изображает, как в ходе этой войны оказываются бессильными выработанные столетиями государственные способы ведения войн, как уезжает из армии царь и приходит неугодный царю, но нуж­ный в этот момент Кутузов. И хотя под занавес рома­на многое возвращается «на круги своя», писатель яс­но дает понять, что окончательного возврата к преж­нему положению вещей не будет и не может быть. Слишком многое переменилось в народной жизни, олицетворенной в судьбах главных положительных героев. И в этом заключается историческая правда, представленная и глубоко раскрытая в романе Л. Тол­стого «Война и мир».

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.