ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА КАК КУЛЬМИНАЦИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
События в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» начинаются в 1805 году и заканчиваются в 1820 году. Из петербургского салона Анны Павловны Шерер писатель переносит нас в московский дом Ростовых, в дом графа Безухова, в имение Болконских, в Австрию. Мы становимся свидетелями именин Наташи Ростовой, присутствуем при умирании старого графа Безухова, на смотре войск под Браунау, видим отступление русских войск вниз по Дунаю и наблюдаем за Шенграбенским сражением. Перед нами проходит нескончаемая галерея художественных образов — посетители салона мадам Шерер, Кутузов, Багратион, русские солдаты и офицеры, император Франц, Наполеон и его генералы.
Несмотря на подобную насыщенность самыми разными сценами и эпизодами, кульминационным центром произведения является Отечественная война 1812 года. По убеждению Л. Толстого, именно она сломала «прежние условия жизни» в России, разрушила, пусть даже временно, социальные перегородки и выдвинула на передний план главную силу исторического прогресса — народ.
О ломке прежних условий жизни говорят и думают главные герои романа «Война и мир». Очень точно смысл этой ломки отражают слова князя Андрея, сказанные Пьеру накануне Бородинской битвы: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как Бог оттуда смотрит и слушает их!.. Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла…»
Все события и все герои произведения охарактеризованы по их отношению к Отечественной войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Так, граф Пьер Безухов после виденного и пережитого на Бородинском поле не в силах избавиться от «ощущения своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой, простотой и силой того разряда людей, которые отпечатались у него в душе под названием они». По возвращению в Москву он решает также вступить в борьбу с захватчиками. А чтобы быть ближе к народу, чтобы стать частью его, Пьер переодевается в простую одежду — мужицкий кафтан.
Общее чувство с народом определяет и композицию романа, и систему образов, и развитие сюжетных линий, и наличие пространных авторских рассуждений, и особенности языка. Композиционным средством, обеспечивающим целостность эпопеи, является оригинальная, свойственная только писательской манере Л. Толстого, «система сцеплений» эпизодов и картин. В романе «Война и мир» все эпизоды и картины эстетически равноценны. Они выражают такие ситуации, которые соотнесены с главной ситуацией романа — Отечественной войной. 12-й год сместил силы и переосмыслил ценности. Настоящая сила, от которой зависит национальная жизнь, — народ — поднимается из безвестности и становится хозяином положения.
Состояние своих героев в 1812 году Л. Толстой характеризует такими словами: «Распадение прежних условий жизни». Из этого распадения прежних условий жизни возникают новые отношения людей и их новое самочувствие. На совсем иной основе, невозможной до войны и после нее, созидаются новые отношения между людьми. Такие отношения, которые должны бы быть всегда, — «общая жизнь», человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных людей, yо связующей их задачи. Вспомним смоленского купца Ферапонтова, Москву, которую оставляет русская армия, сборы Ростовых, душевное состояние Пьера, спасающего в пожаре трехлетнюю девочку и защищающего от французов незнакомую армянскую девушку в уже занятой Москве.
Основополагающая для романа «Война и мир» ситуация проступает также в сцене охоты. Поведение ловчего Данилы на охоте не что иное, как миниатюрный прообраз ситуации 12-го года. Облик Данилы очень близок и неразрывен с образом «дубины народной войны». На охоте в имении Ростовых, где он был главной фигурой, от него зависит успех дела. На короткое время крестьянин-охотник становится господином над своим барином, который на тот момент оказывается бесполезным. И, может быть, именно поэтому впоследствии писатель лишает Николая Ростова почетного права участвовать в ключевом событии Отечественной войны — Бородинской битве, отсылая его на поиски провианта.
В эпопее Л. Толстого перекличка между поведением героев на охоте и на войне имеет глубокий смысл. Ведь Отечественная война 1812 года — необычная в новейшей истории, война «не по правилам», — не фехтовальным оружием, а дубиной. Эта война возрождает по-своему древний обычай защиты своей земли не государством и его орудием — армией, а всем народом. Не случайно Л. Толстой вводит сцену, когда накануне Бородинской битвы Пьер слышит от раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят». То есть всем миром — громадной общиной, какой у Л. Толстого является русский народ в 1812 году.
Л. Толстой изображает, как в ходе этой войны оказываются бессильными выработанные столетиями государственные способы ведения войн, как уезжает из армии царь и приходит неугодный царю, но нужный в этот момент Кутузов. И хотя под занавес романа многое возвращается «на круги своя», писатель ясно дает понять, что окончательного возврата к прежнему положению вещей не будет и не может быть. Слишком многое переменилось в народной жизни, олицетворенной в судьбах главных положительных героев. И в этом заключается историческая правда, представленная и глубоко раскрытая в романе Л. Толстого «Война и мир».