ВОЙНА И МИР В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Известно, что по первоначальному замыслу Л. Толстой хотел назвать свой роман «Три поры». Однако в процессе работы над произведением его планы изменились. В окончательном варианте писатель остановил свой выбор на названии «Война и мир». Под этим названием роман Л. Толстого получил широкую известность и вошел в историю мировой литературы. Это название наиболее полно отражает настоящее содержание романа и во многих отношениях является символичным.
В чем заключается символизм названия романа? О какой войне и о каком мире говорит Л. Толстой?
Как известно, роман открывается сценами в салоне Анны Павловны Шерер. И уже здесь, на первых страницах произведения, герои говорят о войне. Еще не поздоровавшись со своим первым посетителем, князем Василием Курагиным, Анна Павловна говорит: «Ну, князь, Генуя и Лукка — поместья фамилии Бонапарте. Нет, я вам вперед говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы еще позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), — я вас больше не знаю, вы уж не друг мой…»
Л. Толстой как будто специально подчеркивает, что этот разговор между его героями происходит в июле 1805 года. Именно в это время французский полководец и император Наполеон Бонапарт присоединил к Франции Геную и Лукку — главные города итальянских республик. В ответ на эти действия против французского императора и его правительства была создана третья коалиция, в которую вошли Англия, Австрия, Россия, Швеция и Неаполитанское королевство.
Именно создание антинаполеоновской коалиции подразумевается в вопросе Анны Павловны Шерер о депеше Новосильцева и ответе ей князя Курагина: «Решили, что Бонапарте сжег свои корабли, и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши».
Если внимательно отнестись к высказываниям Анны Павловны по поводу политических действий европейских государств, то можно понять, что уже в самом начале романа писателем намечено его главное содержание и изложен основной смысл. Мадам Шерер говорит: «Ах, не говорите мне про Австрию! я ничего не понимаю, может быть, но Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы… Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире, и он так добродетелен и хорош, что бог не оставит его, и он исполнит свое призвание задавить гидру революции, которая теперь еще ужаснее в лице этого убийцы и злодея. Мы одни должны искупить кровь праведника. На кого нам надеяться, я вас спрашиваю?..»
Далее Анна Павловна рассуждает об интересах тех государств, которые вместе с Россией вошли в коалицию против наполеоновской Франции. Она и словом не упоминает о русской армии, которая по воле бездарных политиков вынуждена проливать кровь на полях Европы. Когда позже Наполеон вторгнется в пределы России, в своих салонных высказываниях Анна Павловна будет молчать о русском народе, поднявшемся на борьбу с интервентами. А ведь во многом именно политические игры бесталанных сановников, вхожих в ее салон, станут причиной этой интервенции.
По словам Анны Павловны Шерер, главная причина войны коалиции европейских государств против Наполеона — общее желание «задавить гидру революции». Речь, конечно же, идет о Великой Французской революции. Как Отечественная война сломала «прежние условия жизни» в России, временно разрушила социальные перегородки и выдвинула на передний план главную силу исторического прогресса — народ, так Великая Французская революция разрушила «прежние условия жизни» и социальные перегородки не только во Франции, не только в Европе, но и во всем мире. Народное восстание и штурм Бастилии 14 июля 1789 года стали моментом рождения нового мирового порядка, новой силы мирового исторического процесса — буржуазии. Несмотря на различные интересы, в едином порыве против феодально-абсолютистского строя объединился французский народ — буржуазия, крестьянство и городское плебейство.
В качестве орудия установления нового мирового порядка и новых мировых отношений выступает Наполеон. Он осуществляет свою диктатуру на средства крупных банкиров и буржуа и по их указанию, поэтому и называет себя «часовым французской буржуазии».
Противниками Наполеона и, следовательно, защитниками изжившего себя феодально-абсолютистского строя выступают Габсбурги (император Франц) и Романовы (император Александр). Однако весь ход событий в романе (от 1805 года по 1820 год) указывает на то, что никакая сила в мире не сможет остановить исторического прогресса. При определенных условиях его можно лишь задержать на короткое время. Вот почему потуги абсолютистского режима представляются тщетными и больше похожи на игру, чем на продуманные дальновидные действия. Л. Толстой говорит об этом устами князя Андрея: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война — это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то — это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду».
Таким образом, в понимании и трактовке Л. Толстого, война — это «распадение прежних условий жизни». Из них возникают новые отношения людей и их новое самочувствие, имеющее творческое начало: в самом горниле войны созидается мир — в том особом значении, которое это слово получило в романе Л. Толстого. На совсем иной основе, невозможной до войны и после нее, созидаются новые отношения между людьми. Такие отношения, которые должны бы быть всегда, — «общая жизнь», человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных людей, но связующей их задачи.