ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Главным героем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является русский народ, от лица которого семеро странников-правдоискателей рассказывают нам о нем, о его невзгодах и значительно меньших радостях.
Вопрос, ставший заголовком поэмы, волновал каждого читателя России, особенно же — мужика, разоренного и истерзанного хищнической крепостнической системой. Ко времени, описанному в поэме, данное общественное устройство изжило себя полностью и никаких положительных перспектив привнести в крестьянский быт не могло. Об этом свидетельствуют говорящие названия деревень, откуда были те семеро мужиков-правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Не вызывает удивления их желание найти того, кому в мире грубого засилья и беспросветности живется вольготно и весело.
На сей счет у каждого из семи мужиков есть свое мнение. И мнений получается ровно семь — по одному на человека. Единства не наблюдается, и оттого начинается долгий путь героев по русской земле в поисках счастливого человека.
Вопрос, вынесенный в заголовок поэмы правомочен, что сама природа вмешивается в происходящее и дарит мужикам в помощь волшебную скатерть-самобранку, которая будет их кормить, поить, чинить. В общем, компания получает все возможности для решения проблемы счастья.
Семь уже существующих мнений отражают первоначальные направления поиска:
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстозадому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потупился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
И действительно, на первый взгляд речь идет о представителях привилегированных классов общества. Однако есть ли для этих людей счастье на самом деле — задача, которую предстоит выяснить семерым дотошным мужикам.
Вначале вопрос о счастье был задан священнику. Оказалось, что не так уж и сладок поповский хлеб. Необходимость быть среди прихожан настоящим пастырем, то есть крестить, исповедовать, соборовать, быть утешителем — и все это невзирая на время года, погоду и состояние здоровья, — оказалось достаточно тяжким бременем. Вдобавок про попов во все времена ходило много разнообразных, часто непристойных шуток, анекдотов и песен. И с этим не самым приятным явлением приходилось иметь дело духовенству.
По словам попа, он и ему подобные действительно жили несладко. Тяжелой была не только бытовая сторона жизни священнослужителя, много забот требовали и добыча денег на нужды прихода, и взаимоотношения с обществом.
С другой стороны, после разговора с попом выясняется, что в словах его было много лицемерия. Во всяком случае, материальное состояние духовенства в действительности было значительно лучше, чем хотел показать поп:
Попова каша — с маслицем,
Попов пирог — с начинкою,
Поповы щи — с снетком!
Жена попова толстая,
Попова дочка белая.
Попова лошадь жирная,
Пчела попова сытая,
Как колокол гудет!
Однако это мнение мужиков, а сам поп счастливым себя не считает. Да и не во всем он так уж неправ. Действительно, приходится ему и ездить в любую погоду, и скрепя сердце принимать нищенские подношения от бедняков, которым эти деньги не помешали бы самим.
Так или иначе, поп не попадал в категорию счастливых. Путь надо было продолжать.
В следующем эпизоде — на сельской ярмарке — бросается в глаза неожиданно осчастливленный пропойца Вавила, спустивший все свои деньги. Ему для радости было достаточно, чтобы нашелся добрый человек, который подарил-таки его внучке козловые ботиночки. В этот момент загадочное русское счастье оказалось очень близко от его искателей…
Довелось мужикам задать вопрос о счастье помещику. И здесь оказывается, что помещик, который был для своих крепостных царем и богом, тоже не считает себя счастливым. Он ностальгически вспоминает далекие времена, когда вся земля принадлежала таким, как он. Причем помещикам принадлежали не только леса, поля, луга, но и люди, которые на них жили. Господин был волен распоряжаться своими холопами так, как заблагорассудится. На своей земле помещик мог закатывать праздники, каких «французу и не снилося». И власть была только у барина — у его кулаков, его силы.
Вместе с этим помещик сетует на то, что якобы раньше отношения барина и холопа были более близкими, более отеческими. Барин мог, не гнушаясь, праздновать с крестьянами Пасху, мог и наказывать, и миловать.
Помещик сетует на перемены, произошедшие в России, не пытаясь трезво разобраться ни в том, кто на самом деле виноват в столь чудовищном истощении страны, ни в том, какие на самом деле были чувства у холопов, принимающих барские «милости».
Счастья, как выясняется, нет и у помещика:
Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Еще один из путей поиска счастья на Руси заходит в тупик.
Автор не рассматривает более подробно прочих из семи кандидатур, выдвигаемых первоначально на роль носителей счастья, потому что находятся несколько сюжетных линий, а с ними и новых образов, значительно более интересных с точки зрения обнаружения в них заветного зернышка счастья.
Одним из этих образов в поэме Некрасова — «губернаторша» Матрена Тимофеевна. История жизни этой женщины вначале не производит впечатления возможного олицетворения в этом образе счастья. Отданная замуж в далекую сторону, в чужую недружную семью, она оказалась на положении незваного гостя, к которому нет и не может быть хорошего отношения. И вступиться за нее было некому — муж ее уезжал надолго на заработки.
Матрена пережила многое —: чужбину, тяжкий труд, потерю ребенка. В довершении всех бед мужа забирают в солдаты, что по тем временам означало конец всему — солдатчина длилась целых двадцать пять лет и с нее возвращались далеко не все. К тяготам службы добавлялась еще и опасность погибнуть — в те времена войны были не таким уж и редким явлением.
Муж Матрены попал в солдаты не по-честному, обманом. И казалось, полагаясь только на свои силы, правды добиться было нельзя. Но женщина совершила поступок, который требовал от простой мужички немалой воли и мужества. Она пошла на поклон к губернатору, сумела пробиться к нему и добиться для Филиппа избавления от службы.
Матрена Тимофеевна сама говорит мужикам, что в женской доле на Руси ничего похожего на счастье отыскать нельзя. Но ведь она была счастлива, когда вновь обрела мужа. А значит, есть и в тяжелой доле русской бабы место неуловимому счастью, которое упорно ищут семеро героев.
Вторым образом воплощения мимолетного счастья стал дед Савелий, бывший каторжник, которому было уже сто лет и который в своей жизни повидал еще больше невзгод. Савелий вообще производит на читателя впечатление человека если не счастливого, то уж точно не несчастного. Савелий — это настоящий богатырь не только физически, но и духовно.
Именно благодаря образу Савелия читатель начнет по-настоящему понимать, в чем истинное счастье русского человека. В предыдущих главах встречалось немало моментов, когда оно было рядом, но осознания подлинных причин и самой сущности счастья еще не наступало.
В самом деле, предыдущие его проявления были иллюзорными и сиюминутными. Настоящим собранием всевозможных вариантов обманчивого счастья является глава «Счастливые». Несмотря на многообещающее название, ее содержание наполнено горькой иронией Некрасова.
Кто из них, мимолетных героев главы, счастлив по- настоящему, а не только потому, что все могло быть хуже, да вот, обошлось?
Счастливым себя полагает старый, чуть живой солдат, довольный тем, что выжил в многочисленных сражениях, что не умер в мирное время, когда солдатское житье едва ли можно было назвать более легким. Но на самом деле этот солдат, вернувшись из армии, оказался почти нищим, больным и никому не нужным. Счастья нет, потому что старый солдат просто-напросто не знает, как оно выглядит.
И похваляющийся своей силой каменотес тоже не видит своего будущего, которое наглядно является перед ним в облике Трифона, сорвавшего спину по молодой запальчивости на непосильной работе. Получается, что для рабочего человека счастье находится за семью замками. Хоть и рассказывает тот же самый Трифон историю того, как он сумел выжить, проехав в вагоне, где кроме него было еще немало лихорадочных. Каждого, кто в невыносимой жаре и духоте не выдерживал, высаживали из поезда, обрекая практически на смерть. Трифон пытается это выдавать за счастье.
Вовсе уж карикатурно выглядят похвальбы дворового человека, любимого раба князя Переметьева. Он гордится тем, что болеет подагрой — господской болезнью, что ему доводилось вылизывать за князем тарелки и допивать иностранные напитки. Ответ ему был очень прямым и четким:
…Проваливай!
У нас вино мужицкое,
Простое, не заморское —
Не по твоим губам!
Свое счастье доказывал белорус, которому медведица изодрала лицо, и нищие, которые вообще живут, выпрашивая по дворам подаяние.
Счастье в поэме ведет себя очень необычно. Оно должно было бы присутствовать у богатых, привилегированных, но и у них нет счастья в жизни. Недаром жаловались на свою судьбу поп и помещик, недаром автор показывает полупарализованного Последыша, богатство которого оказывается всего лишь лакомым кусочком для родственников. Оказывается, в таких людях материальное благополучие и власть убили жажду быть счастливыми.
Именно желание счастья становится в поэме важной ступенью, до которой обязательно надо добраться, если хочешь его обрести. Пусть глава «Счастливые» и оказывается всего лишь набором недоразумений, но
все равно эти люди, каждый по-своему, хотели счастья.
Образ богатыря Савелия — это уже настоящий ключ к счастью. Савелий рассказывая Матрене историю своей жизни, говорит о том, как давным-давно он и многие другие люди жили где-то далеко в лесу, куда было нелегко дотянуться не только загребущим рукам помещика, но и полиции. Это время описывается как настоящее благо, потому что люди были хозяевами сами себе.
Именно ощущение самих себя господами своей жизни помогало Савелию и его односельчанам бороться. Попав на каторгу за расправу с немцем-приказчиком, Савелий все равно не был сломлен. Душа его осталась свободной, а свобода оказалась одним из важнейших факторов, которые позволяли человеку назвать себя счастливым. Причем это должна быть свобода настоящая. «Счастливые» обладали свободой в очень малой степени. А вот Савелий был свободен куда полнее.
Главой «Пир на весь мир» Некрасов подводит итог поискам счастья. Описанию счастья посвящены именно ее строки, песни и рассказы богомольцев.
Показательным является рассказ странника-богомольца Ионушки о разбойнике Кудеяре. Разбойничий атаман, наложивший на самого себя покаяние и для отпущения грехов обязанный ножом срезать вековой дуб, убивает этим самым ножом пана. Дуб рушится, пропадает груз грехов и вместе с этим освобождением Кудеяр обретает счастье.
В подтверждение необходимости свободы служит и рассказ Игнатия о мужицком грехе. Именно грехом Некрасов считает готовность многих людей оставаться в кабале. Добровольный отказ от счастья через отказ от его важнейшего элемента — свободы, действительно есть грех. Это предательство:
Все прощает Бог, а Иудин грех Не прощается.
Ой, мужик, мужик! ты грешнее всех И за то тебе вечно маяться.
В последних строках автор показывает нам, что счастье заключается не просто в том, чтобы жить со свободной душой, но и в том, чтобы нести эту свободу другим. И неспроста носителем счастья оказывается песенник Григорий, сын Трофима. Именно песня всегда была самым доступным средством украшения жизни.