ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОБЫТНОСТЬ ПОЭМЫ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана Н.А. Некрасовым для народа и о народе. Это определило ее стилистические и языковые особенности. Для построения поэмы характерен ряд особенностей. Она состоит как бы из отдельных сказаний, обильно прослоенных всяческими отступлениями, а также песнями, присказками и т. д. Тем самым поэма как бы превращается в рассказ, исходящий из уст сказочника, подобного тем, какие во множестве странствовали по Руси, зарабатывая на пропитание своими историями.
Поэма написана особым стихом, при котором автор отказывается от использования рифмованного окончания строки, и вся ткань поэмы подчиняется только ритму. Периодически, в моменты, когда сюжет этого требует, сбивается и ритм, чтобы своим нарушением создать впечатление живой речи:
Эх вы, Аники-воины!
Со стариками, с бабами
Вам только воевать!
Недотерпеть — пропасть!
Перетерпеть — пропасть!..
Начало поэмы характерно для произведений устного народного творчества. Старинное «В некотором царстве, в некотором государстве», претерпев небольшую трансформацию, сразу же создает атмосферу если не сказки, то уж точно истории, а не поэтического произведения.
Разумеется, автор не может не ввести в такую поэму элемент волшебства, также характерный для творчества сказителей. Говорящая птичка-пеночка и скатерть-самобранка органично вписываются в реалистичное по своей сути произведение и даже служат своего рода украшением. Волшебство на Руси издревле было неотъемлемой частью народной жизни. Гадания, суеверия и приметы массово практиковались в народной среде. Поэтому колдовская помощь начинаниям героев не выглядит чем-то необычным.
Вообще, для человека, интересующегося народными приметами, присказками, поговорками, поэма должна представлять немалый интерес. Из ее строк мы можем узнать, что проказы лешего могут завести путника в несусветную глушь, что кукушка перестает куковать, подавившись колосом, когда заколосятся хлеба. Местами в текст поэмы вплетены загадки в той форме, в какой они задавались народным детям на потеху. Например, загадка о снеге:
Он смерен до поры:
Летит — молчит, лежит — молчит.
Когда умрет, тогда ревет.
С некоторым удивлением читатель может узнать, что православные российские люди, увидев священника, считали это дурной приметой. И еще огромное количество колоритных черточек разбросано по тексту поэмы.
Подобно устному произведению, которое зачастую додумывалось рассказчиком прямо по ходу повествования, написанная Некрасовым поэма также построена таким образом, чтобы время от времени основной сюжет отступал на второй план, как бы собирал силы для своего нового развития, а между тем рассказчик поведает новости из тех мест, где он бывал, вспомнит о каком-нибудь человеке, заслуживающем рассказа, а то и просто споет песню.
Автор часто уходит в сторону от основного сюжета: описывает сельскую ярмарку во всем ее многоцветье, многочисленные бытовые моменты из жизни простых людей, рассказывает о множестве персонажей, каждый из которых интересен по-своему. Разумеется, это необходимо не для того, чтобы выдумать что-то новое для главной истории, а для наиболее полного раскрытия и реализации замысла произведения. Поэт хочет не только что-либо поведать читателю, но и подвести его к пониманию, а по возможности, и к поддержке авторской позиции. Ведь Некрасов своей поэмой не просто хотел рассказать другим об очевидной вещи — бедственном положении крестьян, но и подтолкнуть к более активной позиции в отношении необходимых и радикальных перемен в общественном устройстве.
Активная общественная позиция — это еще один штрих к сути произведения. В поэме не просто дан ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо, но и показано, как сделать, чтобы жить стало лучше. Кризис в тогдашнем общественном и государственном устройстве был очевиден для всех, и каждый просвещенный человек понимал необходимость проведения реформ.
В поэме немало сатирических моментов. Раскрывая образы попа, помещика, крестьян, автор во многих случаях делает их собирательными, типичными, характерными. А именно типичность со свойственными ей чертами, подлежащими высмеиванию, является неотъемлемым элементом описания каждого сатирического персонажа. Взять хотя бы помещика, который типичен не только своими внешними, данными, но и характером. Румяненький, осанистый седоусый помещик Гаврило Афанасьевич Оболт-Оболдуев отличается забавной заносчивостью и кичливостью, исходящими в первую очередь из того, что его родословное древо идет от двухсотлетних корней. При этом не принимается во внимание ни та заслуга, за которую предок получил свое дворянство, ни то, кто по сути своей тот потомок, который теперь считается потомственным дворянином. Тот же самый Гаврило Афанасьевич кичится предками, один из которых получил дворянское звание за то, что тешил государя стравливанием медведей, а другой предок хотел поджечь Москву, чтобы ограбить казну, и был за это казнен. Вряд ли умный человек станет гордиться такими заслугами. Но Оболт-Оболдуев считает, что его родословное древо имеет благородные корни. Мужики, расспрашивавшие барина, подводят его бахвальству итог метким вопросом:
— А ты, примерно, яблочко
С того выходишь дерева? —
Сказали мужики.
Гаврило Афанасьевич, не замечая подвоха, отвечает утвердительно. Тем самым он ставит себя на одну ступеньку со своими предками-преступниками и пустозвонами.
Образ попа не менее характерен. Речи священнослужителя и многословны, и кудрявы, они будто бы пропитаны приторным церковным елеем. Поп долго рассказывает о невзгодах жизни своей и себе подобных, но, следуя традиции служителей культа никогда не говорить всей правды, он совершенно упускает из виду те материальные блага, которые несла церковная служба:
Попова каша — с маслицем,
Попов пирог — с начинкою,
Поповы щи — с снетком!
Жена попова толстая,
Попова дочка белая.
Попова лошадь жирная,
Пчела попова сытая,
Как колокол гудет!
Образы попа из поэмы и из народных сказок очень близки — велеречивый ханжа всегда готов поплакаться о своих бедах либо лицемерно утешать того, кому плохо.
Самым сатиричным, впрочем, можно назвать одного из персонажей главы «Счастливые». Это лакей, который людям на смех гордится господской болезнью — подагрой и похваляется тем, что он вылизывал за хозяевами тарелки и допивал иностранные вина. В собственном рабском положении лакей находит повод для того, чтобы показать якобы темным мужикам, что он выше их.
Лакей — это изгой дважды. Из среды подобных себе простых людей он исторгает себя сам, а среда господская не унизится до того, чтобы признать за своего человека простого лакея. Лакей, дворовый человек — это живая игрушка, с которой можно вытворять все, что угодно. И другого отношения к себе ему ждать не приходится. Он может быть доволен своим положением, даже гордиться им, но если вдруг захочется что-то для себя изменить в жизни, то ничего из этого не выйдет, особенно для таких вот полугоспод, очень желающих веровать в собственную исключительность.
Сатира Некрасова в значительной степени отличается от сатиры Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Некрасов не утрирует карикатурность своих персонажей — он просто создает обстоятельства, в которых вроде бы нормальные человеческие черты оказываются смешными и нелепыми.
Кроме сатиричности, поэме присуща очень глубокая публицистичность. Некрасов описывает народную жизнь с небывалой тщательностью, до мельчайшей черточки. Это касается и народных нравов и суеверий, и картин общественной жизни, а главное, описываемых в произведении персонажей.
Люди, с которыми автор знакомит читателя на страницах поэмы, — это главное богатство произведения. При всей собирательности и типичности каждый персонаж индивидуален и естествен.
Некрасов просто не пытался сильно фантазировать, создавая персонажей поэмы. Как всегда, жизнь оказывается более богатой и многогранной, нежели вымыслы одного человека. Таким образом, в поэме не исключаются и реальные прототипы если не главных, то второстепенных героев.
Та же Матрена Тимофеевна, при всей глубине и колорите ее образа, никоим образом не является уникальным и неповторимым типажом. Тысячи женщин по всей России выходили замуж на чужбину, попадали в семью, в которой они не встречали любви и подвергались всяческим преследованиям. Ужасный случай с ее ребенком Демушкой тоже далеко не единичен. Напротив, подобная беда была широко распространена в крестьянской среде, где дети целые дни были на попечении престарелых немощных родственников или мать брала их с собой и оставляла где-нибудь на краю поля, где работала. И прорыв к губернаторше — вполне обычный случай.
Русский богатырь Савелий, человек совсем обычный, воспет поэтом почти как былинный герой. Только если былинные богатыри сражались со змеями и нечестью, то Савелию противостоял враг менее колдовской, но куда более опасный — собственный помещик и его немец-приказчик.
И другие, менее важные персонажи, вроде мельника Ермилы, верного холопа Якова, Клима или Вавилы, также обрисованы с тонким мастерством и дотошностью.
Некрасов при всей его ненависти к существующему строю никоим образом не идеализировал крестьянство. Показывая его тяжелую судьбу, автор не забывал то и дело напоминать читателю, что одностороннего суждения не может существовать ни в чем. Крестьяне своей темнотой и готовностью к рабской покорности сами помогали своим угнетателям удерживать ярмо. История о крестьянском грехе, рассказанная Игнатием Прохоровым, является наглядным примером того, что виноваты зачастую не только господа. И Некрасов считает такую готовность оставаться холопами предательством:
Все прощает Бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться.
Тем самым Некрасов в своей поэме следовал одному из важнейших принципов публицистики — ее объективности.
Таким образом, поэма является органичным синтезом многих литературных приемов и традиций. В ней сочетается богатейший пласт народного поэтического творчества и острота политического фельетона, дотошность энциклопедии и психологическая глубина, высокое художественное достоинство и простая, сочная речь. В сумме мы получили социально значимое, злободневное, местами философское, местами натуралистичное описание положения простого человека в России XIX века. Невозможно также не отметить оптимизма, которым пронизана ткань повествования. Именно совокупность его и всех описанных ранее особенностей создало неповторимое, узнаваемое лицо поэмы «Кому на Руси жить хорошо».