ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ Ф. А. АБРАМОВЫМ В РАССКАЗЕ «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»
На протяжении своего исторического развития человек стремился познать природу — ради того, чтобы использовать ее для своих нужд. Народ представлял землю в виде живого существа, которое нельзя было обидеть. Еще в те времена, когда человек приручил лошадь, он понял, каким сокровищем владеет. Так, в Киевской Руси дохристианского периода существовало поклонение коню. Например, в храме древнего божества Свентовита, кроме сокровищ, находился белый конь. Этот конь служил для прорицаний перед походом на войну. Если конь, перепрыгивая через воткнутое в землю копье, поднимал прежде правую ногу, то это считалось счастливым знаком, а если левую — несчастливым. Эта традиция, дожившая до наших дней в несколько измененном виде, свидетельствует, насколько тесной была связь человека и природы.
Научно-техническая революция нарушила мирное и гармоничное сосуществование человека с природой. Конь, который раньше был верным помощником крестьянина от рождения до смерти, сейчас не нужен человеку. Сотни кобылок, «какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре», влачили свое жалкое существование. Они томились, умирали от жажды, над ними клубились тучи комаров и мошкары.
На их фоне выгодно выделялась кобылка Рыжуха. Рыжуха была чистая, «к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости». Но не только веселостью нрава отличалась кобылка от своих сородичей. Она единственная осознавала горькое и унизительное положение, в котором находился лошадиный мир. Она единственная среди сородичей пытается найти истину. Ведь осознание реальности бедственного положения помогает совершить шаг навстречу лучшему будущему.
С одной стороны, автор рассказа знакомит читателя с проблемами, которые существуют в мире природы. Эти проблемы напрямую связаны с активной деятельностью человека. Одно из заданий автора — пробудить чувство личной ответственности читателя за происходящее. Да, действительно были времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра».
Привык крестьянин к тяжелому труду, ко всякого рода трудностям. И даже после тяжелого трудового дня он остатки сил отдавал своей любимице и кормилице, ухаживая за ней. Вся семья, от мала до велика, выбегала вечером встречать лошадь. Сколько ласковых и нежных слов дарили крестьяне своей кормилице.
Однако возникает другой вопрос. Может быть, в образах лошадей автор хотел показать людей, изнывающих от непосильного гнета каждодневного труда? И возможно, единственный вопрос, который мучил неунывающую Рыжуху и мог опечалить кого угодно: «Вы, сильные и независимые люди, скажите, были ли времена, когда лошадям жилось хорошо?» — возможно, этот вопрос был не только обращен к людям, но и отражал их собственное существование?
Вполне возможно, так как прогресс дал жизнь большим городам, но маленькие села поставил на колени. Так было, например, во время голодомора в 1933 году в Украине, когда вымирали целые семьи, а родители поедали своих детей. Деревня-кормилица, деревня-житница вымирала от голода, в то время как городская «элита» кормилась крестьянскими слезами. Положение крестьян в обществе ничем не отличалось от положения лошадей. За изнурительную ежедневную работу награда — краюха хлеба, и то в лучшем случае. И все крестьянство терпеливо выживало в таких невыносимых условиях. А если среди общей массы обездоленных людей появлялся тот, кто воспевал свободу и верил в лучшее, слова его песни терялись в потоке отчаяния и горя.
Итак, в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» поднимается множество проблем современного мира: гармоничное сосуществование человека и природы, разрушительная человеческая активность, бесправное положение крестьянства в обществе, повсеместная урбанизация. Рассказ заставляет читателя задуматься о многих очень важных проблемах бытия, своего отношения к природе, собственного существования.