РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма)
Одной из неразгаданных загадок для человека по-прежнему остается смысл его собственного существования. Размышления философов, проповедническая деятельность священников, бессмертное творчество гениев в конечном итоге сводятся к попыткам найти ответы на вечные вопросы. Кто такой человек? Для чего приходит он в этот мир? Существует ли создатель всего живо го на земле? Что находится за порогом смерти? Для чего человеку дана земная жизнь?
Своеобразное видение этой проблемы дает восточный философ и лирический поэт Омар Хайяма. Лирический герой его произведений, который от имени поэта говорит с читателем, — индивидуально неповторимая, внутренне самостоятельная личность, которая показана в бесконечном многообразии своих связей с миром, в своей противоречивости и сложности, запечатленная в моменты предельного напряжения своих духовных сил
Мысли героя переменчивы, иногда противоречивы, иногда непредсказуемы. С одной стороны, он провозглашает право любого человека на счастье, свободу от принуждения, на справедливое устройство жизни, на наслаждение, достоинство, знание истины:
Мой закон: быть веселым и вечно хмельным,
Ни святошей не быть, ни безбожником злым.
Я спросил у судьбы о размере калыма.
— Твое сердце, — сказала, — достойный калым!
Казалось бы, неповторимая земная жизнь — это главная ценность. Но, с другой стороны, эта земная жизнь — всего лишь миг, отведенный нам неведомой высшей силой. И яснолицая Зухра, и хвастунишка, у которого звенит в кармане золото, и непревзойденный мудрец, и великий правитель, и бесстрашный воин — все они, рано или поздно, уходят из этого мира, «не зная ни начала, ни смысла его, ни конца». И мудрость, и счастье, и наслаждение, и любовь, и слепая вера для лирического героя ничтожны. Он не верит в творца, не верит в загробную жизнь. Мысли его блуждают по замкнутому кругу: женщины и вино приносят наслаждение, но это наслаждение временное. Смысл жизни не становится прозрачным и понятным:
В море мыслей нашел я жемчужину смысла,
Но от страха ее просверлить не могу.
Несмотря на провозглашенный героем атеизм, он постоянно взывает к высшим силам: «Я терплю издевательства неба давно!»; «Ты, всевышний, по-моему, жаден и стар… Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар!». Он не собирается каяться в грехах, ибо грешник нужен всевышнему, «чтобы прощать». Знает, что многие его земные поступки неблаговидны. Но бог глух, все призывы остаются без ответа: кто замыслил спрятать чистый и непорочный дух в «нечистый сосуд» тела?
Упиваясь отрицанием всего того, что заботит людей в этой жизни, лирический герой постепенно раскрывает свою систему ценностей, основанную на хмельном созерцании всего происходящего. Истина только одна:
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно! —
Вот последняя правда, открытая мной.
Если ничего не известно, если нельзя просверлить найденную в море мыслей жемчужину смысла, остается только одно — умиротворенное, спокойное созерцание жизни, наслаждение мигом, дарованным тебе не известно кем и не известно для чего. Все живое неотвратимо гибнет, а значит, надо радоваться каждому мгновению собственного бытия, любому проявлению красоты окружающего мира:
В жизни сей опьянение лучше всего,
Нежной гурии пение лучше всего,
Вольной мысли кипение лучше всего,
Всех запретов забвение лучше всего.
Можно по-разному относиться к выводам восточного мудреца: принимать всем сердцем, отвергать, приводя в противовес массу доводов. Можно даже завидовать мудрецу, ведь он уже давно, перейдя рубеж жизни и смерти, проверил правильность своего мировоззрения. Каждый человек выбирает собственную дорогу в поисках истины, и, может быть, даже высший смысл человеческого бытия выражается именно в незнании: чем труднее дорога, тем дороже сокровище, найденное нами. Бесспорным остается лишь то, что мы знаем, что мы ничего не знаем.