СИЛА МЕЧТЫ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»)
Пожалуй, каждая девочка в мире мечтает, что в один прекрасный миг она встретит своего принца на белом коне. Принца, который полюбит ее всем сердцем и принесет к ее ногам весь мир. Но не всегда мечты воплощаются в реальность, не всегда сила мечты творит чудеса. В повести-феерии «Алые паруса» все мечты юной Ассоль сбываются. И что удивительно, сбываются они благодаря принцу, его вере в чудо и желанию воплотить это чудо в жизнь.
Анализируя повесть-феерию «Алые паруса», нельзя сужать смысл этого произведения до призыва «Поверь в мечту!». В пространстве художественного мира Грина мечта имеет большое значение. Герои Грина в мечту верят, и в этом их особенность — мечта для них не менее важна, чем реальная жизнь. Для главной героини Ассоль в мечте воплотилась ее собственная внутренняя сущность, искания и порывы ее души — нежной, глубокой, страстной. Более того, «мир мечты» почти полностью вытеснил «мир обыденной действительности» в ее сознании и жизни.
Мать девочки погибла, пытаясь достать средства на жизнь. Сосед Меннерс, который считался состоятельным человеком, согласился дать денег, но требовал за это любви. Несчастная женщина, несмотря на холодную ветреную погоду отправилась в город заложить колечко но на следующий день слегла в жару и бреду, а вскоре умерла. Воспитанием дочери занялся отец Лонгрен, вернувшийся из плавания. Отец был мало общительным, а после смерти жены вообще замкнулся. Кроме того, в один из штормовых дней он отомстил Меннерсу за смерть жены, отчего соседи совершенно отвернулись от их маленькой семьи. Отец и дочка жили отчужденно, Ассоль росла без подруг: «Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги».
Однажды маленькая Ассоль отправилась город отнести в лавку игрушки, сделанные рука ми отца. Одна из игрушек привлекла ее внимание: это было маленькое суденышко с алыми парусами, сделанными из обрезков шелка. Ассоль пришла в восхищение, ей захотелось спустить суденышко на воду. Быстрым течением судно понесло в глубь леса. Там она встретила путешествовавшего пешком Эгля, известного собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Маленькой девочке он показался волшебником. Эгль же долго не мог понять, что именно привлекало его в лице девочки. А когда понял, что поразило его в девочке «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы», решил рассказать сказку о белом корабле с алыми парусами. На борту корабля будет стоять храбрый красивый принц, который и увезет Ассоль навсегда в свое царство.
Вернувшись домой, девочка рассказала отцу о встрече с волшебником. Отец, вспомнив, что «в великих случаях детской жизни подобает быть человеку серьезным», не стал разубеждать девочку. С этого времени в ее душе и поселилась прекрасная мечта.
Так же в одиночестве провел свое детство и Грэй. Родился он в богатой семье: мальчику предназначалось прожить по заранее составленному плану. Однако Артур Грэй «родился с живой душой», судьбой ему было предназначено взять «из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную — роль провидения». Как подчеркивает автор, мальчик жил «в своем мире».
Именно поэтому на пятнадцатом году жизни он тайно покинул дом, чтобы осуществить свою мечту — стать капитаном. К своей цели Грэй шел «с стиснутыми зубами и побледневшим лицом». Он выносил беспокойный труд: случалось, что петлей якорной цепи его сшибало с ног, канат вырывался из рук, сдирая с ладоней кожу. Но вскоре Артур почувствовал, что ему становится «все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
Как видим, юных героев тяготит обычная жизнь с ее серостью, обыденностью, бесцельностью. Они ищут чего-то иного. Ощущая ложность, «неправильность» реального мира, они пытаются создать — хотя бы мысленно — тот мир, который бы, по их мнению, был более «правильным», исполненным истинными ценностями. В том и заключается их мечта — в устремлении в мир, в котором только и можно найти «настоящие ценности». В своих мечтах они как бы приближаются к этому миру. Мечта словно направляет и подталкивает героев, под ее действием они начинают работу над собой, пытаются перейти от «ложной жизни» к «истинной». Особенно справедливо это утверждение в отношении Артура Грэя.
Увидев Ассоль, он понимает, что должен прийти «к той, которая ждет и может ждать» только его. Артура не останавливают сплетни Меннерса, недоумение приятелей. Он приплывает к своей возлюбленной на белом корабле с алыми парусами. И громкая музыка любви наполнила сердца юноши и девушки.
Когда душа таит зерно чуда, ему необходимо помочь свершиться, если ты в состоянии. Под влиянием мечты Ассоль и своей собственной мечты Артур Грэй начинает действовать, искать решение задачи. Мечта — это не просто предмет желаний, стремлений, а волевая энергия, дающая силу поиску истины. Мечта — это проверка собственной жизненной состоятельности.