ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
Повесть «Алые паруса» — одно из лучших в мировой литературе произведений, посвященных романтической любви. Герои повести — нежная, очаровательная Ассоль и мужественный капитан Грэй — преодолели все препятствия на пути к светлой мечте, стали такими же яркими символами всепобеждающей любви, как Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Мастер и Маргарита.
Ассоль и Артур до встречи жили каждый в своем особом мире, мире чистой и, казалось, несбыточной мечты.
Ассоль мечтала о принце, который приплывет к ней из неведомой страны на белоснежном корабле под алыми парусами. Артур мечтал стать капитаном, который «отражал бурю противодействием сложных усилий, убивая панику короткими приказаниями, плавал и останавливался, где хотел; распоряжался отплытием и нагрузкой, ремонтом и отдыхом; имел большую и разумнейшую власть в живом деле, полном непрерывного движения». Эти двое словно прибыли из иного мира в хрустальном шаре. Но шар разбился от неосторожного прикосновения обыденности. Так Ассоль и Артур потеряли друг друга, но звездная пыль — мечта, оставшаяся на кончиках ресниц, позволила им узнать друг друга.
Сказочная природа, словно театральная декорация, сопровождает встречу молодых людей. Как в Детстве Артур приходил любоваться картиной, изображающей корабль в бушующем море, так и сейчас он любовался спящей девушкой: «Ее волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке…» Грэй любил картины без подписи и объяснений: увиденное, но необъясненное давало возможность фантазировать, мечтать. Без размышлений, руководствуясь зовом сердца, Грэй снял свой дорогой старинный перстень и опустил его на маленький мизинчик Ассоль. Он уже узнал свою судьбу и дал ей знак. Несмотря на лживый рассказ Меннерса, едва увидев Ассоль, Артур ощутил одновременный удар в сердце и голову: «Удивительные черты ее лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов, предстали перед ним теперь в свете ее взгляда».
Повзрослевшая Ассоль продолжала верить в сказку. Она помнила свою жизнь, полную скуки, простоты и одиночества. Она привыкла к боли и оскорблениям. Ее грудь ныла от этих оскорблений, как после удара. А вера в мечту помогала оторваться от обыденности и уйти, хоть на мгновение, в мир счастья, любви и покоя.
Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности. Жизнь этих героев складывалась непросто: их мерки к жизни высоки, они тревожатся и ищут «нечто настоящее» («истинное»), а это не всегда находит понимание у окружающих и приводит к конфликту с обществом. Следует заметить, что они внутренне совершенны и живут в гармонии с «такими, как они» и с окружающей их природой. На корабле капитана Грэя было чисто, все ухожено и красиво, экипаж и судно были самые лучшие, а сам Грэй мог позволить себе различные чудачества: «Вначале капитан удивлял матросов капризами неожиданных рейсов, остановок — иногда месячных — в самых неторговых и безлюдных местах, но постепенно они прониклись «грэизмом» Грэя. Он часто плавал с одним балластом, отказываясь брать выгодный фрахт только потому, что не нравился ему предложенный груз. Никто не мог уговорить его везти мыло, гвозди, части машин и другое, что мрачно молчит в трюмах, вызывая безжизненные представления скучной необходимости. Но он охотно грузил фрукты, фарфор, животных, пряности, чай, табак, кофе, шелк, ценные породы деревьев… Все это отвечало аристократизму его воображения, создавая живописную атмосферу; не удивительно, что команда «Секрета», воспитанная таким образом, посматривала несколько свысока на все иные суда, окутанные дымом плоской наживы». Материальная независимость, безусловно, помогала Грэю удовлетворять врожденный эстетизм и соответствовать возвышенным представлениям о месте человека в этом мире. Но вряд ли и при других обстоятельствах был бы разрушен его «грэизм». Ведь часть своей жизни он провел без поддержки родных, однако это не остановило его на пути поиска Несбывшегося!
Узнав об Ассоль, Грэй понял, что встретил родную душу, утонченную и богатую своей внутренней жизнью, и решил воплотить ее мечту. Внутренне Ассоль и Грэй были близки друг другу, потому Грэй стал для Ассоль воплощением вожделенного Несбывшегося…
Финальная сцена повести — сцена соединения двух истерзанных обыденностью душ, нашедших, наконец, друг друга. Волнение охватило Ассоль: она боялась, что все это ошибка, недоразумение, но, превозмогая страх, девушка летела по волнам навстречу своей мечте. Она так хотела, чтобы любимый ее узнал и никуда уже не отпустил. Все происходящее казалось сном, освещенным алым светом любви и надежды.
История Ассоль и Артура Грэя глубоко взволновала меня и поселила в моем сердце надежду на то, что все мечты сбываются. Человек должен мечтать; мечта и вера придают нам силы, поддерживают в моменты разочарований, зовут в неведомое, призывают совершать в жизни чудеса.