СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «мечта». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты?
Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые паруса на игрушечной гоночной яхте. Эти алые паруса были сделаны из обрезков шелка, «употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают — игрушек богатого покупателя». Маленькое суденышко в этот момент держала в руке наша героиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игрушек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактирщик, состоятельный человек Меннерс. Он отказался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении.
Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он делал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки». Вскоре Лонгрен совершил поступок, последствия которого оказались весьма печальными.
Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи стали недоброжелательно относиться к отцу и дочери. Ассоль росла без подруг, в полном одиночестве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания.
Момент, когда впервые яхта с алыми парусами оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не самым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действительности волшебник был известным собирателем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы», решил рассказать сказку. Естественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами.
Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и благоприятных обстоятельств послужили тому, чтобы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место заняла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь.
В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ремесленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих явлений видела отраженный смысл иного порядка», не могла выйти из власти сказки. Ассоль совершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами.
Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепринятые каноны, которые каким-либо образом сковывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохновлен плодом человеческого творчества — картиной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пятнадцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он добился своей цели.
Встреча Ассоль и Артура была словно предопределена судьбой. Они каждый по-своему предчувствовали необычные перемены в своей жизни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Среди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по подсказке сердца. Оставив на мизинце девушки дорогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзине, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже решительно и покойно, до мелочи зная все, что предстоит на чудном пути».
Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени — ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения».
Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет совершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало — такой же чистой, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, — мощным источником энергии преобразования, совершенствования.
Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внутренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо — это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «навсегда в алом блеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь».
В равной степени алые паруса — это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и символ любви, способной творить чудеса.