СОН ТАТЬЯНЫ
А. С. Пушкин в своих произведениях нередко обращается к снам. Сны появляются в сюжете не только под влиянием мистицизма самого поэта, который, по воспоминаниям современников, был суеверным человеком и верил в приметы. Они выполняют очень важную функцию: с одной стороны, в сконцентрированном и метафорическом виде выражают чувства, мысли, переживания героев, а с другой — предвосхищают последующие события, чаще всего трагические. Если проанализировать эти функции, то можно заметить, что и в нашей реальной жизни сны в большинстве случаев выполняют такую же роль. Недаром наиболее популярной литературой и в древности и в наше время являются различные сонники, толкующие образы, увиденные человеком во время сна.
О том, что сон Татьяны, скорее всего, вещий, поэт предупреждает читателя в строфах, предшествующих описанию самого сна. События 5-й главы происходят в канун Крещения, когда принято было гадать с целью узнать свою дальнейшую судьбу. Девушки, выйдя на улицу, обращались к первому встреченному ими мужчине с вопросом: «Как ваше имя?» Ответ мужчины воспринимался как предвещание имени будущего мужа. Собралась в этот вечер гадать и Татьяна. По совету няни она приказала в бане накрыть стол на два прибора. Это был также один из способов мистическим образом «заочно» познакомиться с будущим мужем. Однако предстоящее гадание вселило в Татьяну необъяснимый страх, и она решила прекратить это леденящее кровь занятие. Не искушая судьбу, Татьяна легла спать. Но роковая ночь не оставила в покое девушку, чье сердце теснили смутные предчувствия:
Татьяна верила преданьям Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Хотя Татьяна «(…сама не зная, почему) с ее холодною красою любила русскую зиму», студеная пора, представшая пред ней во сне, была не столь прекрасной. Снежная поляна, окруженная мглой, кипучий темный поток, гибельный мосток, представляющий собой две соединенные льдиной жердочки, — все это насторожило Татьяну во сне. Она почувствовала себя беспомощной: перед ней шумящая пучина, шаткий мостик, а поблизости никого, кто подал бы ей руку.
Неожиданно перед девушкой появился огромный взъерошенный медведь. Он протянул ей лапу с острыми когтями — и Татьяна приняла помощь. Боязливыми шагами она пересекла ручей, но медведь не оставил свою госпожу, следуя за ней по пятам. Попытка убежать закончилась для Татьяны неудачно: обессиленная, она упала в снег, ее тут же проворно подхватил медведь. Он принес ее в убогий шалаш меж деревьев:
Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!
Что же увидела Татьяна в шалаше? Пир чудовищ: один в рогах, с собачьей мордой, другой с петушьей головой, ведьма с козьей бородой, карла с хвостиком, полужуравль-полукот и т. д. К удивлению Татьяны, всей этой компанией чудовищ управлял тот, «кто мил и страшен ей», т. е. Онегин. Чудовища, дико смеясь, обратились к ней. Указывая копытами, кривыми хоботами, хохлатыми хвостами, клыками, усами, костяными пальцами, они в один голос кричали: «Мое, мое!» Но Онегин грозным голосом прогнал всю эту шайку.
Следующий эпизод сна был еще более ужасным и безумным: в комнату, где в это время находились Евгений с Татьяной, вошли Ольга с Владимиром. Появление непрошеных гостей раздосадовало Онегина. Он стал браниться, схватил длинный нож — поверженный Ленский вмиг упал на пол.
Татьяна в ужасе проснулась и тут же обратилась к произведению Мартына Задеки, главы халдейских мудрецов, гадателя, толкователя снов:
Ее тревожит сновиденье.
Не зная, как его понять,
Мечтанья страшного значенье Татьяна хочет отыскать.
Последующие события в полной мере стали отражением этого ужасного сна. В доме Лариных именины, он полон гостей. Читателю нетрудно заметить сходство описания чудовищ из сна и гостей, приглашенных на именины. Сравним:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ! —
это эпизод из сна.
А вот описание именин Татьяны:
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
Онегин видит смятение Татьяны. Это возбуждает в нем досаду: в своей наивной рассудочности Онегин полагал, что его объяснение с Татьяной в саду разрешило их отношения, но оказалось, что ее чувства живы, а любовь так же порывиста:
Она приветствий двух друзей Не слышит, слезы из очей Хотят уж капать; уж готова Бедняжка в обморок упасть.
Онегина раздражает в Татьяне это проявление отвергнутых им чувств и он, поклявшись «Ленского взбесить», начинает на виду у всех ухаживать за Ольгой. В этом месте романа мы сталкиваемся с неоднозначностью смысла. Почему «взор его очей был чудно нежен»? То ли герой и вправду «тронут был», то ли «кокетствуя, шалил»? Поэт предлагает внешнее, поверхностное объяснение поступков героев, надеясь, что мы сами поймем их истинные мотивы.
Можно предположить, что Онегин еще не забыл «науку страсти нежной»: жертвами его искусства обольстителя становятся на именинах и Татьяна, и Ольга. Он старается доказать и себе и другим, что любовь непрочна и Ольга, приняв его ухаживания, подтвердила это предположение Онегина. Дальнейшее развитие событий известно всем: Онегин убил Ленского на дуэли.
Таким образом, сон Татьяны в метафорической форме предвосхитил все последующие события главы, заранее подготовив читателя к восприятию трагической развязки романа.