Сочинение на тему: СОН ТАТЬЯНЫ

СОН ТАТЬЯНЫ

А. С. Пушкин в своих произведениях нередко обращается к снам. Сны появляются в сюжете не только под влиянием мистицизма самого поэта, который, по воспоминаниям современников, был суеверным человеком и верил в приметы. Они выполняют очень важную функцию: с одной сто­роны, в сконцентрированном и метафорическом виде выражают чувства, мысли, переживания героев, а с другой — предвосхищают последую­щие события, чаще всего трагические. Если про­анализировать эти функции, то можно заметить, что и в нашей реальной жизни сны в большин­стве случаев выполняют такую же роль. Недаром наиболее популярной литературой и в древности и в наше время являются различные сонники, толкующие образы, увиденные человеком во вре­мя сна.

О том, что сон Татьяны, скорее всего, вещий, поэт предупреждает читателя в строфах, предше­ствующих описанию самого сна. События 5-й гла­вы происходят в канун Крещения, когда приня­то было гадать с целью узнать свою дальнейшую судьбу. Девушки, выйдя на улицу, обращались к первому встреченному ими мужчине с вопро­сом: «Как ваше имя?» Ответ мужчины восприни­мался как предвещание имени будущего мужа. Собралась в этот вечер гадать и Татьяна. По сове­ту няни она приказала в бане накрыть стол на два прибора. Это был также один из способов мисти­ческим образом «заочно» познакомиться с буду­щим мужем. Однако предстоящее гадание всели­ло в Татьяну необъяснимый страх, и она решила прекратить это леденящее кровь занятие. Не ис­кушая судьбу, Татьяна легла спать. Но роковая ночь не оставила в покое девушку, чье сердце тес­нили смутные предчувствия:

Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Хотя Татьяна «(…сама не зная, почему) с ее холодною красою любила русскую зиму», студе­ная пора, представшая пред ней во сне, была не столь прекрасной. Снежная поляна, окруженная мглой, кипучий темный поток, гибельный мос­ток, представляющий собой две соединенные льдиной жердочки, — все это насторожило Тать­яну во сне. Она почувствовала себя беспомощной: перед ней шумящая пучина, шаткий мостик, а поблизости никого, кто подал бы ей руку.

Неожиданно перед девушкой появился огром­ный взъерошенный медведь. Он протянул ей лапу с острыми когтями — и Татьяна приняла по­мощь. Боязливыми шагами она пересекла ручей, но медведь не оставил свою госпожу, следуя за ней по пятам. Попытка убежать закончилась для Татьяны неудачно: обессиленная, она упала в снег, ее тут же проворно подхватил медведь. Он принес ее в убогий шалаш меж деревьев:

Здесь мой кум:

Погрейся у него немножко!

Что же увидела Татьяна в шалаше? Пир чудо­вищ: один в рогах, с собачьей мордой, другой с петушьей головой, ведьма с козьей бородой, кар­ла с хвостиком, полужуравль-полукот и т. д. К удивлению Татьяны, всей этой компанией чудовищ управлял тот, «кто мил и страшен ей», т. е. Онегин. Чудовища, дико смеясь, обратились к ней. Указывая копытами, кривыми хоботами, хохлатыми хвостами, клыками, усами, костяны­ми пальцами, они в один голос кричали: «Мое, мое!» Но Онегин грозным голосом прогнал всю эту шайку.

Следующий эпизод сна был еще более ужасным и безумным: в комнату, где в это время находились Евгений с Татьяной, вошли Ольга с Владимиром. Появление непрошеных гостей раздосадовало Онегина. Он стал браниться, схватил длинный нож — поверженный Ленский вмиг упал на пол.

Татьяна в ужасе проснулась и тут же обрати­лась к произведению Мартына Задеки, главы хал­дейских мудрецов, гадателя, толкователя снов:

Ее тревожит сновиденье.

Не зная, как его понять,

Мечтанья страшного значенье Татьяна хочет отыскать.

Последующие события в полной мере стали отражением этого ужасного сна. В доме Лариных именины, он полон гостей. Читателю нетрудно заметить сходство описания чудовищ из сна и гостей, приглашенных на именины. Сравним:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ! —

это эпизод из сна.

А вот описание именин Татьяны:

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Онегин видит смятение Татьяны. Это возбуж­дает в нем досаду: в своей наивной рассудочности Онегин полагал, что его объяснение с Татьяной в саду разрешило их отношения, но оказалось, что ее чувства живы, а любовь так же порывиста:

Она приветствий двух друзей Не слышит, слезы из очей Хотят уж капать; уж готова Бедняжка в обморок упасть.

Онегина раздражает в Татьяне это проявление отвергнутых им чувств и он, поклявшись «Лен­ского взбесить», начинает на виду у всех ухажи­вать за Ольгой. В этом месте романа мы сталки­ваемся с неоднозначностью смысла. Почему «взор его очей был чудно нежен»? То ли герой и вправду «тронут был», то ли «кокетствуя, ша­лил»? Поэт предлагает внешнее, поверхностное объяснение поступков героев, надеясь, что мы сами поймем их истинные мотивы.

Можно предположить, что Онегин еще не за­был «науку страсти нежной»: жертвами его ис­кусства обольстителя становятся на именинах и Татьяна, и Ольга. Он старается доказать и себе и другим, что любовь непрочна и Ольга, приняв его ухаживания, подтвердила это предположение Онегина. Дальнейшее развитие событий извест­но всем: Онегин убил Ленского на дуэли.

Таким образом, сон Татьяны в метафориче­ской форме предвосхитил все последующие собы­тия главы, заранее подготовив читателя к воспри­ятию трагической развязки романа.

Сохрани к себе на стену!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.