ТАТЬЯНА — «МИЛЫЙ ИДЕАЛ» ПУШКИНА
Итак, она звалась Татьяной… Одна из лучших героинь в русской литературе, в которой А. С. Пушкин «поэтически воспроизвел русскую женщину…». Читая роман «Евгений Онегин», мы убеждаемся в том, что автор безмерно любит свою героиню, которая «…в семье своей родной казалась девочкой чужой».
Мы встречаемся с героиней романа в поместье ее родителей. Деревня Лариных — «прелестный уголок», какие часто встречаются в средней полосе России. Поэт неоднократно подчеркивает, что Татьяна любила русскую природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» героини Пушкина. В отличие от своей сестры Ольги, Татьяна не наделена от природы ни красотой, ни «свежестью румяной».
Дика, печальна, молчалива.
Как лань лесная боязлива…
Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.Замкнутость героини легко объясняется тем, что своим нравственным обликом, духовными интересами она резко отличается от окружающих ее людей. Ей присущи мечтательность, стремление к уединению, она любит проводить время за чтением книг, «…на балконе предупреждать зари восход…». Ее образ мыслей и поведение не укладываются в привычный патриархальный быт семьи. Однако семейная атмосфера все же наложила определенный отпечаток на ее образ:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою Любила русскую зиму…
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали В их доме эти вечера…
Татьяна верила преданьям Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Поэт дает своей любимой героине простонародное имя Татьяна, подчеркивая тем самым ее близость к народу, национальный строй понятий и чувств, которые воспитаны окружающей природой, деревенской жизнью. Все простое, русское, народное по-настоящему дорого ей, как дорого оно самому поэту. В образе мыслей, пристрастиях, привязанностях Татьяны чувствуется характер самого Пушкина. С большой теплотой показывает поэт доброе отношение своей героини к крепостным, к няне, которую Она искренне любит. Автор «Евгения Онегина» признавался, что в няне Татьяны изобразил свою любимую няню Арину Родионовну. Ведь только с таким искренним, чистым, добрым, открытым человеком, как героиня романа, поэт мог представить себе свою добрую няню. В этом также проявляется любовь автора к своей «Татьяне милой».
Татьяна живет в ожидании любви, чуда — того, о чем давно читала в романах:
Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь,
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Нежно и тонко, с глубоким проникновением в тайны девичьего сердца рассказывает Пушкин, о зарождении в сердце героини любви к Евгению Онегину. Татьяна не могла полюбить никого из окружавших ее молодых людей. Евгений же резко выделялся из толпы ее сверстников — манерами, взглядами на жизнь, поведением, речью. Все помыслы Татьяны отныне сосредоточены на Онегине.
Она с трудом переносит гостей, даже ласковые речи прислуги «докучны ей». «Тоска любви» одолевает ее, и ночью, стремясь хоть с кем-то поделиться своими переживаниями, она затевает разговор со старой няней:
Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..
…Я не больна:
Я… знаешь, няня… влюблена.
И сам Пушкин сочувствует своей героине, переживает вместе с ней: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…» И какой же сильной должна была быть эта любовь, чтобы девушка решилась сама написать своему возлюбленному письмо с признанием! На такое могла решиться только такая искренняя, открытая, пылкая натура, как Татьяна.
«Я к вам пишу — чего же боле?» В самом деле, эти простые, но такие откровенные слова говорят больше любых напыщенных фраз, больше любых кокетливых взглядов и улыбок. Все лучшие порывы души героиня соединила со своей любовью. И это чувство сжигает ее изнутри, медленно губит, заставляя страдать и мучиться.
Ответ Онегина, который Татьяна ждала с таким нетерпением, она слушает «сквозь слез не видя ничего, едва дыша, без возражений». Эта роковая встреча лишает героиню покоя и сна. «Здоровье, жизни цвет и сладость, улыбка, девственный покой, пропало все…»
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Мать Татьяны, видя страдания дочери, решает выдать ее замуж. С этой целью семья отправляется «в Москву, на ярмарку невест». Прощаясь с милыми, такими привычными местами, Татьяна совершает далекие прогулки по окрестностям, размышляет о своем будущем. Это будущее представляется ей пугающим, неясным.
Пушкин ни на минуту не оставляет свою любимую героиню. Он вместе с ней едет в Москву, вместе с ней находится на новом месте. Он постоянно тревожится за судьбу Татьяны, радуется за нее, гордится девушкой, которая, став неприступной богиней Роскошной царственной Невы, не изменила себе, осталась верна своим жизненным принципам.
Татьяна стала женой уважаемого человека. Она покоряется своей судьбе, и, когда случай снова сводит ее с Онегиным, держится гордо, уверенно, открыто. Она как всегда искренна в своих чувствах и словах:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Вот истинная гордость, истинная верность, истинная добродетель! Глубина чувства, нравственная чистота, цельность натуры, благородство, естественность, верность долгу вызывают искреннюю симпатию автора, который вновь повторяет: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою».
Да и как не любить эту милую девушку, восхищающую любого, кто ее узнает, своей открытой русской душой, искренностью чувств и стремлений, кротостью, умом, пленительностью речей, непосредственностью мечтаний и верований, способностью преданно любить и в любых обстоятельствах оставаться верной себе! Это настоящий идеал русской женщины, к которому стремится, наверное, каждая девушка.