СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
Русские поэты и писатели никогда не были равнодушными к судьбе своей родины, особенно в ее переломные моменты. Анна Андреевна Ахматова не была исключением. В сложное время социальных потрясений, революций, войн Россия оставалась для нее источником вдохновения, становясь еще дороже. Если и встречаются в лирике Ахматовой светлые стихи, то это почти всегда стихи о родине. Родина в ее поэзии — понятие священное, а любовь к родине — не предмет анализа и размышлений, но нечто само собой разумеющееся, без чего, как без воздуха, невозможно существование человека.
Свою судьбу Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Еще в начале своего пути она определила для себя главное — быть вместе с отчизной на всех ее путях и перепутьях. Для нее однозначно: «будет Родина — будет жизнь, дети, стихи, нет Родины — нет ничего». И потому, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко. Ахматова знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».
Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» нашли отражение истинный патриотизм и мужество поэтессы, считающей позором оставить страну в трудное время. Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг, как предательство:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Покинувшие страну вызывают жалость, какую вызывают тяжело больные люди, они «изгнанники», лишенные родины, а значит, и счастья. Их дороги темны, а «чужой хлеб» пахнет полынью. Сама же Ахматова горда тем, что «ни единого удара не отклонила от себя» и всегда была со своим народом.
Тема родной земли, России уже в годы первой мировой войны вошла в поэзию Ахматовой острым, звенящим звуком и оказалась настолько органичной, что осталась в ней навсегда, достигнув апогея в период всенародной борьбы с фашизмом. В годы первой мировой войны тема Родины трактуется поэтессой в антивоенном, пацифистском плане. Так, в стихотворении «Молитва» Ахматова говорит о том, что она готова на любые жертвы, готова принять «горькие годы недуга», лишиться и детей, и друзей, и своего таланта ради того, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Империалистическая война воспринимается как народное бедствие: люди голодают, деревни и города разграблены.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит…
Видя все невзгоды и никому не нужные, напрасные смерти русских людей, поэтесса приходит к пессимистическому выводу: «Любит, любит кровушку русская земля». Лирика Ахматовой меняет свою тональность, приобретает яркое гражданское звучание, становится трагедийной. Но трагичной была и сама судьба Анны Ахматовой. Тридцатые годы, отмеченные жестокими беззакониями, арестами и казнями, вошли в жизнь поэтессы огромной бедой. Муж Ахматовой был расстрелян, а сын — арестован, приговорен к расстрелу, но потом сослан. И тогда творчество оказалось единственным спасением и утешением для несчастной женщины. Вторая мировая война обрушилась на Россию очередным тяжелым испытанием. Чтобы поддержать силу духа своего народа Ахматова пишет такие стихотворения, как «Клятва», «Мужество». С самого начала войны поэтесса верила в победу русских, потому что знала, что «нас покориться ничто не заставит». Эта война застала Ахматову в Ленинграде и вынудила ее уехать в Москву. Но подвиг ленинградцев, не сдавших свой город врагу, запечатлен во многих ее стихах:
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.
Приближающуюся победу Ахматова называет желанной гостьей. Ее стихи этого периода пронизаны надеждой на детей, «спасенных от тысячи тысяч смертей», и уверенностью, что это новое поколение не допустит повторения таких безумных и жестоких дней.
Анна Ахматова была искренним выразителем бед и несчастий своего времени. Она была далека от понимания социальной роли поэзии, считая, что пишет для всего народа, а не для отдельной его части. Жизнь отражалась в ее творчестве, а творчество было ее жизнью.