Своеобразие конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» впервые была поставлена на сцене в 1836 году и с тех пор навсегда вошла в репертуар русского национального театра. Сатирическое изображение российской действительности первой половины девятнадцатого века оказалось настолько всеобъемлющим, вобрало в себя такие универсальные черты русской жизни, что на актуальность комедии не смогла повлиять даже смена различных исторических эпох.
Раскрывая замысел своего произведения, Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… все несправедливости, которые делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Итак, вот две основные задачи, которые определил для себя автор: изобразить основные пороки российского общества и высмеять их. Выполнив эти задачи, писатель создал не только сатиру огромной обобщающей силы, но и одно из самых смешных произведений отечественной литературы.
Новаторство гоголевского замысла (подсказанного ему, как и сюжет «Мертвых душ», Александром Сергеевичем Пушкиным) заключалось в том, что он создал драматическое произведение, в котором не было ни привычного любовного конфликта, ни личности главного героя. Конфликт комедии носит общественный характер. В ней изображен, так сказать, коллективный герой — чиновники некого провинциального города во главе с городским главой — городничим, а также их жены, дети, купцы, мещане, полицейские и иные жители. Более того, за выведенными на сцену персонажами чувствуются еще и другие горожане. Все они, взятые вместе, объединены общей тревогой — ожиданием приезда грозного ревизора-инкогнито из Петербурга. Но рамки картины событий в одном провинциальном городе по ходу действия расширяются до более крупных масштабов: это типичные события, которые могли бы происходить в любом другом городе Российской империи, в том числе и в ее столице. Это уловил даже император Николай Первый, который, посмотрев комедию, сказал: «Всем досталось от господина Гоголя, а больше всех — мне».
Против каких пороков российского общества была направлена сатира Гоголя? Какие общественные явления подверглись в ней беспощадному отрицанию и осмеянию? В самом общем виде можно ответить так: использование власти теми, кому она принадлежит, не для служения обществу и государству, а для своих собственных корыстных целей. Все городские чиновники, выведенные на сцену в комедии «Ревизор», в этом отношении отличаются друг от друга только способами достижения этих целей. Среди нет ни одного честного и порядочного человека. При этом они понимают, что их поступки несправедливы и даже преступны, но все равно ведут себя привычным образом, находя то или иное оправдание.
Вот, скажем, судья Ляпкин-Тяпкин, о котором автор говорит, что это «человек, прочитавший пять или шесть книг; и потому несколько вольнодумен». Он не считает себя взяточником, потому что берет взятки не деньгами, а борзыми щенками (фраза, как и многие другие реплики гоголевской пьесы, ставшая крылатой). На это городничий вполне резонно отвечает ему: «Ну, щенками или чем другим — всё взятки». И он, конечно, прав.
Однако сам городничий, в силу более высокого служебного положения, вероятно, превосходит в масштабах мздоимства «вольнодумного» судью. Когда купцы жалуются на него Хлестакову, то обиженно сообщают: «Так всё и припрятываешь в лавке, когда его завидишь! То есть, не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берет: чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть, а он целую горсть туда запустит. Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается: нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? И на Онуфрия несешь».
Другие чиновники также не отличаются рвением на своем служебном месте, зато злоупотребляют своим положением кто как может. Попечитель богоугодных заведений Земляника замечательно характеризует отношение к пациентам в подведомственной ему больнице, врач которой, оказывается, «по- русски и слова не знает»: «О! Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». А почтмейстер развлекается тем, что вскрывает и читает чужие письма. Сам же городничий, узнав, что мнимый ревизор живет в городе уже вторую неделю, в ужасе восклицает: «В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» Таковы городские чиновники, призванные обеспечить благополучие и процветание вверенного им города, а вместо того заботящиеся только о собственном кармане и праздном времяпрепровождении.
Новаторским открытием Гоголя в «Ревизоре» стал также образ Хлестакова. В нем можно заметить некоторое сходство с Чичиковым из «Мертвых душ»: оба они плуты. Но если Чичиков сознательно совершает свои мошенничества, то Хлестаков даже не задумывается над ними. Он вовсе не ставил перед собой цели обмануть чиновников и других жителей города, но стечением обстоятельств и благодаря естественным для себя психологическим реакциям сумел оставить в дураках пройдох и жуликов гораздо более высокого ранга, нежели он сам.
Итак, «Ревизор» — это комедия, с колоссальной силой выставившая на осмеяние все общественные пороки тогдашней России. Впрочем, только ли тогдашней? Разве в наши дни не встречаются чиновники, подобные тем, которых мы видим в комедии? И для нашего времени она остается такой же злободневной, какой была при жизни автора.