ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова по праву можно назвать поэтом прошлого и настоящего. Историческая тема, тема смены поколений,
нравов, традиций, устоев является одной из важнейших в его творчестве, И если в представителях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотизма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а тем более будущие поколения вызывали у него сомнения и грусть.
К исторической тематике Лермонтова приводят частые и неутешительные размышления о судьбе своего поколения. Поэта зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Но автор вовсе не ставит в вину молодому поколению пассивность, апатию, пессимизм. Это не вина, это трагедия поколения, которому выпало жить в тяжелое, нестабильное время. После поражения декабристов стала невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется естественное стремление замкнуться в себе, уйти от реальной жизни в мир грез и фантазий. М. Ю. Лермонтов и сам относится к этому поколению, потому его произведения чаще всего — не рассуждения стороннего наблюдателя, а откровения человека, на себе испытывающего все противоречия и трудности времени. Молодые люди, современники Лермонтова — это в основном умные, образованные, талантливые люди, обладающие горячим сердцем, стремлением к свободе и счастью. Но в стихотворении «Монолог» поэт пишет, как все их благородные порывы гаснут под бременем жестокой жизни, жестокого века:
К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
Образ тех, чья юность томилась «средь бурь пустых», чья недолгая однообразная и пасмурная жизнь подобна «солнцу зимнему на, сером небосклоне», служит укором не только поколению современников поэта, но и самой существующей действительности, убивающей любые высокие стремления и мечты.
Одним из самых ярких произведений Лермонтова, посвященных размышлениям о судьбе своего поколения, является «Дума», написанная в 1838 году. В этом стихотворении чувствуется боль и обида автора за молодых людей, лишенных возможности не только действовать, но и чувствовать:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Даже лучшие представители молодежи 30-х годов XIX века не знали, как и где можно приложить свои силы. В результате многие из них стали безразличными ко всему, равнодушными и пассивными:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Молодежь «вянет без борьбы», в то время как «огонь кипит в крови» — стремление к активной жизни. Таким образом, автор показывает непримиримое противоречие между разумом и страстью:
И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.
Обвиняя в пассивности среду и время, Лермонтов тем не менее вовсе не оправдывает свое поколение. Он осуждает его бездеятельность и пустоту в эпоху, когда более всего необходима борьба. Поэта огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Автор высказывает уверенность в том, что свобода не приходит сама собой: за нее необходимо бороться, за нее не страшно даже пойти на каторгу или умереть. Он не может смириться с тем, что люди его поколения живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.
Бездеятельность и пассивность этих людей губят и ум, и знания, и умение ценить и понимать прекрасное. Праздная, безрадостная жизнь лишает душу каких бы то ни было чувств, поэтому современники поэта и ненавидят; и любят «случайно», «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви».
Это поколение старится не только физически, но, в первую очередь, духовно. Их «ровный путь без цели» — это следствие равнодушия, отсутствия жизненных тревог и волнений. Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, они уже не способны на труд и на подвиг.
В пылком сердце поэта всегда жила светлая мечта о лучшем будущем. Но, видя современную ему действительность, опустошенность душ, серое прозябание страны, в которой он родился, Лермонтов невольно начинал испытывать возмущение, смешанное с тоской и отчаянием. Он мечтал о счастье, о борьбе, о постоянном движении вперед, но видел лишь медленную гибель своего поколения в равнодушии, бездеятельности, печальном молчании. М. Ю. Лермонтов строго судит своих современников, вынося им суровый приговор.
В своих стихотворениях, посвященных судьбе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожалеет о том, что гибнут лучшие силы современников. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков:
Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Поэта также волновало то, что в этом бездушном мире утрачивается высокое назначение поэзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонимание и забвение. И сам он сознает это, отчего еще более трагичным становится его мироощущение:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенъя,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
Да, мировосприятие Лермонтова, его взгляды на будущее поколения и страны были безрадостны. Однако само его творчество, поэзия, проникнутая стремлением к активной деятельности, к борьбе, выделили его из времени, из поколения его современников. «Без шума и следа» — это не о нем, так как лирика этого замечательного поэта оставила глубокий след в истории мировой литературы. Она жила и продолжает жить до сих пор, пробуждая сердца и зажигая их жаждой активной, свободной жизни.