УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ…
В книге великого древнего мыслителя Аль-Хусри «Цветы литературы» есть замечательная притча.
Спросили Александра Великого:
— Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца?
— Отец подарил мне жизнь бренную, — ответил Александр, — а учитель — вечную.
И действительно, на учителя в нашем обществе возлагается серьезная и сложная задача: вырастить из ребенка настоящего человека, дать ему знания, открыть двери в большой мир и сделать так, чтобы каждый ученик вошел в эти двери уверенной, твердой походкой. Ведь профессия учителя не ограничивается только тем, чтобы дать нам определенный уровень знаний по предмету. Эти знания мы могли бы получать из книг, газет, журналов, телевидения, радио, Интернета. Но учитель на собственном примере показывает нам, каким должен быть человек, направляет нас по правильному пути в жизни, учит делать правильный выбор в любой, даже самой сложной ситуации.
«Учатся утех, кого любят», — говорил И. Гете. Я бы еще добавила: и у тех, кого уважают. Потому что любить мы можем многих людей: родителей, сестру, брата, подругу, друга, актера или актрису, кумира реального или созданного нашим воображением. Мы даже можем им в чем-то подражать. Но жизни учимся все-таки не у них. Ведь они не могут нам дать в полной мере всего, чтобы мы могли стать настоящими, достойными людьми.
Многое дают нам наши родители, но они любят нас и часто относятся снисходительно к нашим недостаткам. А может быть, даже не замечают каких-то наших оплошностей. Не хотят нас обижать — и потому иногда предпочитают не делать замечания. На самом же деле это не идет нам на пользу. Потому что к неправильным поступкам нужно относиться критически и уметь вовремя сделать замечание. Поэтому учителя часто бывают строгими к нам, в чем-то нас ограничивают, что-то запрещают и даже иногда наказывают. Но все это они делают для нашего блага. И все же любое замечание нужно уметь сделать так, чтобы не оскорбить человека, не унизить, а только тактично направить его действия в правильную сторону. Таким умением должен обладать каждый учитель. Поэтому мне кажется, что учителем может быть далеко не каждый человек. Чтобы учителя любили и уважали ученики, он должен быть для них примером во всем: в том, как вести себя с людьми, как разговаривать, как одеваться, какие принимать решения, как находить выход из трудных ситуаций.
«Потребность образования лежит в каждом человеке, — говорил Л. Н. Толстой, — народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания». Но люди часто до поры до времени просто не осознают этой потребности. Открыть ее, направить ее — это и есть первоочередная задача каждого учителя.
Профессия учителя ставит перед человеком целый ряд требований. Во-первых, учитель должен иметь определенный уровень знаний и уметь передать эти знания другим. Во-вторых, он должен чувствовать «зов сердца». Потому что, по моему мнению, учителем, как и врачом, можно быть исключительно по призванию. Этому нельзя научить человека, который всей душой не стремится работать с детьми, воспитывать их. В-третьих, он должен обладать определенными чертами характера, такими как доброта, чувство справедливости, чуткость, оптимизм, терпеливость, настойчивость, такт, принципиальность и многими другими, без которых он не найдет с учениками общего языка, не сможет вызвать у них доверия и уважения.
В-четвертых, он должен сам постоянно учиться, развиваться вместе с меняющимся и бегущим вперед миром. Чтобы в обучении и воспитании придерживаться не устаревших, отживших правил и норм, а идти в ногу со временем, вместе со своими учениками, но все же немного впереди них.
В школе, особенно в старших классах, принято относиться к учителям как к преподавателям какого-то одного предмета. Но на самом деле каждый учитель — будь то математик, физик, химик, биолог, географ, историк или языковед — учит нас самой жизни. «Самым важным явлением в школе, — утверждал А. Дистервег, — самым поучительным предметом для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Ведь главная задача каждого учителя — не столько дать знания по предмету, сколько воспитать Образованного, высоконравственного человека. Учителя обучают нас разным наукам, они следят за нашим здоровьем и физическим развитием, они повышают наш духовный уровень, учат правильному общению и поведению в обществе. А ведь еще Ш. Летурно утверждал: «Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, — значит, ты воспитатель». То есть, учитель должен быть еще и хорошим воспитателем. Ведь, как говорил Л. Н. Толстой, «и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Но воспитывать разных людей, используя при этом одни и те же методы, одни и те же подходы, невозможно. Потому что каждый человек обладает индивидуальными особенностями, не учитывая которые правильно воспитать его, выработать у него те или иные черты, сформировать те или иные знания и умения нельзя. Таким образом, настоящий учитель — это еще и тонкий психолог, умеющий хорошо разбираться в людях, видеть достоинства и недостатки каждого, находить методы обучения и воспитания, которые будут наиболее эффективными с каждым отдельно взятым учеником. Ведь учитель обязан стремиться воспитать человека во всех отношениях. А для этого он должен узнать его со всех сторон, оценить не только внешние проявления его натуры, но и увидеть внутренние, часто скрытые черты, потребности, склонности.
Мы часто не задумываемся о том, как не проста профессия учителя, как много приходится ему работать над собой, как много труда и нравственных сил вкладывает он в то, чтобы вырастить настоящих людей. Ученики нередко могут и обидеть учителя, иногда бывают грубыми и невнимательными. А учитель должен при этом сохранять спокойствие, любовь к своим ученикам, должен, несмотря ни на какие обиды, продолжать движение к намеченной цели. Ведь он не может обидеться, потерять терпение и выдержку, повысить тон, ответить оскорблением на оскорбление. И своим поведением тоже подает нам пример, учит нас тому, каким должен быть настоящий человек.
С давних времен первую учительницу называли «второй мамой». И это действительно так. Настоящий учитель во многом становится для ребенка таким же близким человеком, как родители, а иногда и ближе. Часто учителю поверяют тайны и проблемы, которые не решаются рассказать ни матери, ни сестре, ни подруге. И учитель должен всегда найти нужные слова, направить, объяснить, помочь, подсказать, подбодрить или пожалеть. В этом смысл работы и главная цель настоящего учителя, который становится для нас и матерью, и отцом, и путеводной звездой, освещающей нам дорогу в жизнь.
Непростая и великая задача стоит перед каждым учителем. И потому перед его благословенным именем мы, его ученики, немного повзрослевшие, что-то осознавшие, склоняем головы в почтительном поклоне.